Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Итоги завершившегося Московского международного автомобильного салона, по общему мнению, продемонстрировали небывалый интерес ведущих зарубежных концернов к российскому рынку. На сей раз свои последние новинки на нём показали компании более чем из 30 стран мира. И это вполне объяснимо: по всем прогнозам в ближайшие годы Россия станет европейским лидером по числу продаваемых легковых машин. Поэтому растёт и сам статус автосалона – не случайно же в этом году Международная организация автопроизводителей присвоила ему высшую категорию А, приравняв к наиболее престижным мировым мотор-шоу.
Если в последнее время в Европе и в Америке из-за финансового кризиса объёмы продаж автомобилей неуклонно падают, то в России наблюдается совершенно противоположная тенденция. Лишь в минувшем году у нас обрели своих владельцев 2,7 млн легковых машин, что чуть ли не на треть больше, нежели в году предыдущем. В 2008-м, как ожидается, будет преодолён и трехмиллионный рубеж. Причём более половины из них придётся на иностранные модели.
А ведь еще пару десятилетий назад иномарки были в нашей стране исключительной редкостью. Покупать «форды» и «тойоты» могли позволить себе разве что известные артисты, периодически выезжавшие на зарубежные гастроли, спортсмены международного класса, да дети высокопоставленных чиновников. Сами номенклатурные работники на такое редко осмеливались и предпочитали разъезжать на «Чайках» и «Волгах».
Сейчас большую часть уличного потока, особенно в столице и крупных городах–миллионниках, уже составляют автомобили иностранных марок. И даже первый российский президент в свое время сменил знаменитый «членовоз» ЗиЛ-4104 на элитный «Мерседес», сделанный по специальному заказу.
Доля же машин отечественного происхождения в общей структуре рынка постоянно сокращается. В 2007 году она уменьшилась более чем на четверть. Все больше россиян отдают предпочтение иностранным авто – прежде всего, конечно, из-за их несравнимо более высокого качества, но во многом благодаря и тому, что в последние годы заметно повысились доходы «среднего» класса. Еще одна немаловажная причина – стремительное развитие системы кредитования. В том же прошлом году, как свидетельствует статистика Центрального банка РФ, объем рынка автокредитов вырос почти вдвое – с $9 до 17 млрд.
Высокому спросу на иномарки в немалой степени способствует и тот факт, что с каждым годом все большая часть из них собирается не на зарубежных предприятиях, а на заводах, построенных на территории самой России. Сейчас на нашем рынке присутствуют, пожалуй, все ведущие автопроизводители, которые работают на нём либо совместно с российскими партнёрами, либо самостоятельно, постепенно заполняя все ниши – от элитной до малобюджетной.
За последнее время было подписано более двух дюжин соглашений с крупнейшими концернами, и большинство из этих проектов не остались на бумаге. Так, в прошлом году под Калугой был введен в эксплуатацию завод немецкого концерна Volkswagen, с конвейеров которого уже сходят автомобили Skoda и Volkswagen, а предприятие компании Toyota в городе Шушары Ленинградской области представило первую Toyota Camry. В Калининграде собирают машины сразу нескольких иностранных марок – Chevrolet, BMW, Cadillac, Hummer, в Набережных Челнах – джипы Ssang Yong, на столичном «Автофрамосе» – Renault.
Однако на титул столицы иностранного машиностроения в нашей стране, эдакого российского Детройта, явно претендует Санкт-Петербург. В предместьях города в 2002 году обосновалась американская Ford Motor Company, которая намерена довести ежегодный выпуск своих автомобилей до 200 тыс., и ещё – General Motors, Suzuki, и Nissan. Вскоре там появится Hyunday, а также Fiat, который в июне заключил на Петербургском международном экономическом форуме соглашение с российской компанией Sollers. Кроме того, в Колпино будет построен завод по производству кузовных деталей, потребителями которых, в частности, станут Ford и Volkswagen.
Правда, конкуренцию Питеру могут вскоре составить Нижний Новгород и Калуга, где в соответствии с подписанными соглашениями, планируется разместить производства легковых и грузовых автомобилей таких известных компаний, как Volvo, Peugeot-Citroen, Iveco (принадлежащая концерну Fiat), и Mitsubishi Motors.
По данным экспертов, уже в 2011 году, когда вступит в строй сразу несколько крупных новых предприятий, в нашей стране ежегодно будет собираться 5-5,5 млн российских иномарок. Тогда мы, возможно, оставим позади даже Японию, выйдя на третью позицию в мире после Соединенных Штатов и Китая.
Подписанные в одном только прошлом году соглашения предполагают суммарный объем инвестиций в отрасль в размере свыше $1,8 млрд. С другой стороны, по некоторым оценкам, в 2008-м россияне потратят на приобретение автомобилей $65-70 млрд. Для сравнения – в предыдущем году эта сумма составляла «лишь» $47 млрд.
Кстати, нынешний Московский международный автомобильный салон стал ещё одним красноречивым свидетельством растущего поистине беспрецедентными темпами в России спроса на иномарки. Его посетили 1,5 млн человек, что побило рекорд, установленный одним из наиболее популярных в мире мотор-шоу в Париже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции