В сентябре текущего года российским ученым удалось выделить ДНК из пятна крови на рубашке Николая II, хранящейся в Эрмитаже. Теперь они приступили к завершающему этапу экспертизы, которая поставит точку в деле о расстреле царской семьи в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Все проведенные ранее генетические экспертизы подтвердили их принадлежность Романовым, останки всех членов царской семьи найдены и идентифицированы. Однако некоторые представители Русской Православной церкви до сих пор не согласны с результатами исследований, считая, что останки царской семьи были уничтожены огнем и серой в Ганиной Яме в 1918 году. Какова судьба останков, что еще может "всплыть" в деле Романовых рассказал в интервью РИА Новости начальник свердловского областного бюро судебной медицинской экспертизы Николай Неволин, один из исследователей царских останков, обнаруженных под Екатеринбургом.
- Николай Иванович, хотелось бы, прежде всего, поздравить вас с получением таких результатов. Что означает получение этих результатов?
- Это успех. И мы даже немножечко оторопели, когда получили результат. Если сравнить с теми экспертизами, которые были ранее проведены, то это напоминало, как к замку подбирают отмычки. Отмычки подбирались с помощью образцов крови Романовых, которые проживают за границей и родного брата Николая II, который был захоронен в Петропавловском соборе. В данном случае у нас не отмычка, у нас ключ.
- Звонили американские специалисты и Евгений Рогаев (российский ученый, который также проводит исследование царских останков) с Масачусетского университета позвонил. Просят послать им генетический профиль ДНК, который был получен из пятна крови, хранящейся в Эрмитаже.
Мы согласились на обмен. Они присылают результаты с первого захоронения, мы сравниваем, публично объявляем и пересылаем им. А они пусть дальше делают что хотят, используют со ссылками на нас. Здесь российский приоритет.
- Вам пришлось получать ДНК, находясь в жестких условиях, ведь Эрмитаж запретил вам, например, резать рубашку Николая II, в которой он получил ранение самурайским мечом, находясь в Японии, будучи еще цесаревичем. С какими трудностями еще пришлось столкнуться?
- Что касается рубашки и цилиндра Николая. О них до последнего времени не было ничего известно, но вот так случилось, что в прошлом году следователь (по особо важным делам следственного комитета при Генпрокуратуре) Владимир Соловьев приложил неимоверные усилия, чтобы их разыскать. И их разыскали в Эрмитаже. Что самое интересное, с этой рубашкой был котелок, а на этом котелке имеются разрубы линейной формы, которые были причинены самурайским мечем во время Визита в Японию в 1891 году.
Обычная технология биологических исследований предусматривает иссечение небольшого участка ткани, а потом из него выделяется кровь, извлекается ДНК. А Эрмитаж поставил нас в жесткие условия, что резать ничего нельзя. Это было некое отступление от общепринятой технологии.
Мы пошли по пути соскоба с поверхности кровянистой корочки. Скальпелем соскоблили кусочки размером в несколько раз меньше спичечной головки. Они были размещены на марлечке, пропитанной чистой бидистилированной водой, они размочились, и здесь уже были подвергнуты исследованию. ДНК выделена в хорошем состоянии, нам удалось получить практически полный генетический профиль. А сомнений в происхождении рубашки и следов крови сейчас нет. А значит, это дает нам право утверждать, что мы получили генетический профиль Николая Александровича Романова. Можно произвести сравнение с генетическим профилем ДНК, которая была выделена из скелета первого захоронения.
- Сколько времени потребуется на сравнительный анализ ДНК?
- В нашей лаборатории генетическое исследование образцов костных тканей из первого захоронения не проводилось, поэтому у нас нет этого материала. Мы уже направили свое обращение к Владимиру Соловьеву с просьбой о том, чтобы он посодействовать в предоставлении нам полного генетического профиля из трех лабораторий (в том числе зарубежных), где проводили исследования.
Еще я обратился со второй просьбой, чтобы нам предоставили образцы костной ткани Николая II. Эти образцы до сих пор хранились в российском центре судебно-медицинской экспертизы. Мы, в конце концов, можем получить образцы костных тканей и после двух-трех недель сравнить, сообщить результаты. Это будет последний аккорд.
Я 17 сентября еду в Москву. Надеюсь, что во время визита я смогу получить образцы костных тканей скелета с первого захоронения. Две-три недели, и мы сделаем (исследование) ДНК. В любом случае, исследование займет не больше месяца.
- Если ДНК совпадут, поможет ли это убедить РПЦ в принадлежности останков Николаю II и его семье?
- С одной стороны, церковь канонизировала останки, а с другой - не признает. Она должна признать их мощами. Я думаю, рано или поздно истина все равно восторжествует. Думаю, что церковь со временем признает. Николай II был главой РПЦ, когда ему стало плохо, когда его ссылали, мне кажется, РПЦ не выступила в его защиту, мягко говоря. И вот когда кости нашли, трагедия повторяется второй раз, но уже в виде фарса.
- Подобные исследования можно назвать прорывом в области судмедэкспертизе?
- Мы очень волновались, ведь этому пятну 117 лет. У нас есть достаточно сильные учреждения - Российская академия медицинских наук, которая занимается изучением вопросов, связанных с нанотехнологиями, а это именно нанотехнологии, по другому это не назовешь. Я думаю, что они в этом отношении за последние годы продвинулись достаточно далеко. Но то, что касается вопросов прикладного искусства, применение на практике, я думаю, что в Российской федерации такого не было, во всяком случае такие примеры мне не известны, чтоб из пятна такой давности в таком состоянии было выделено ДНК. Может такие примеры и существовали, но мне кажется они носили больше научных характер. А здесь практическое применение. Технология, по которой мы выделили ДНК, будет входить в практику, и мы не будем испытывать трепет при подобной работе. Будем четко знать, что делать и как делать, свой опыт мы передадим дальше. Все что связано с генетикой, практически нанотехнологии, ведь изучают молекулы размером нано.
- Исследования параллельно проводит и российский ученый Евгений Рогаев, известны результаты его работы?
- Я пока не владею информацией. Соловьев сообщил, что он получил ДНК, а выделил ли профиль пока не знаю. Нужно ведь выделить ДНК, чтобы она была информативной. Нам это удалось сделать.
- Во сколько обошлось исследование останков?
- Есть деньги, которые потрачены на оборудование, а есть деньги, которые мы потратили на расходные материалы. Нисколько не сомневаюсь, что с новым оборудованием у наших специалистов будут успехи на криминальном поле, это очень важно. В общей сложности все деньги пошли на приобретение дополнительной аппаратуры, которое прослужит еще очень долго. Нам было выделено около шести миллионов рублей. За что я должен выразить огромнейшее спасибо губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю — этот человек действительно с пониманием относится и председателю областного правительства Виктору Кокшарову и бывшему председателю правительства Алексею Воробьеву.
Археологи собираются возобновить раскопки на месте обнаружения, зачем это нужно, ведь все исследования подтверждают, что останки принадлежат семье российского императора? Что еще они могут найти?
Когда обнаружили второе захоронение, оказалось что общей массы зольных и костных фрагментов двух человек недостаточно. Поскольку ее недостаточно, это рождало гипотезу, что в захоронении находятся не все останки. И тогда возникло предположение, что на территории обнаружения существует еще одно небольшое захоронение, небольшая ямка, примерно с таким же количеством останков. Еще одно предположение - сжигать тела двух человек начали на Ганиной Яме, а туда привезли уже нечто обгоревшее и снова продолжили. Существует два варианта. Поскольку гипотеза эта возникла, а территория не вся еще обследована, инициативная группа приняла решение продолжить раскопки. На это им было выделено 1,3 миллиона рублей.
Археологи могут найти второе маленькое захоронение, но могут и ничего не найти, если останки не закопали, а просто раскидали, потому что на поверхности, на свету останки разрушаются быстрее. Но не думаю, что их разбрасывали по поверхности, все было направлено на сокрытие преступление. К тому же, археологи могут найти еще следы пребывания советского человека на этом пространстве. Например, во втором захоронении археологи нашли часть керамики, которая по разлому совпадает с куском керамики из первого захоронения.
- Губернатор заявил о желании построить на территории Храма-на-Крови стелу с фрагментами костных останков. Вы их отдадите?
- Вообще мы не обладаем никаким правом с процессуальной точки зрения отдавать (материалы исследований), это решение может принять прокуратура, либо следственный комитет. А если дело рассматривается в суде, то в этом случае решение принимает суд.
Поскольку мы полагаем, что здесь судебного продолжения не будет, то решение будет за прокуратурой РФ, следственным комитетом.
Точка зрения Владимира Соловьева, думаю, что она с руководством следственного комитета согласована, официально озвучена — прокуратура РФ собирается по окончании всех исследований передать фрагменты эти на хранение в храм, в стелу. Возможно, здесь потребуются совершение каких-либо православных ритуалов.
Все что осталось, будет отдано, но в каких пропорциях я сказать не могу. Наверное, часть фрагментов останков будет передана для «виртуального воссоединения» семьи Романовых в Санкт-Петербург. Часть будет в нашем храме.
- Что будет, если ДНК не совпадут? Какова вероятность?
- Это из разряда прогноза погоды. Если ДНК не совпадут, то появится два варианта причин этому: либо это не те останки, либо это не та рубашка.
- Что дальше будет с рубашкой?
- Она останется в Эрмитаже. Нужно провести историческую экспертизу. Узнать точное появление крови на рубашке,как двигался цесаревич Николай во время и после нанесения ему удара. Это необходимо для истории.
- Как считаете, нужно ли установить мемориал на месте обнаружения останков, обустроить место?
Эти места должны выделяться на карте области, должны быть обустроены. Это привлечет на Урал туристов, на это бы поехали смотреть. Им же будет предоставлена возможность приехать на Ганину Яму, а потом пройтись пешком по местам, где и обнаружили останки. Обустройство места - проявление почтения к усопшим.