Ильгар Велизаде, политолог, специально для РИА Новости.
К визиту вице-президента США Ричарда Чейни в Баку готовились, и очень давно. Здесь вообще придают исключительное значение сотрудничеству с Соединенными Штатами. Баку никогда не скрывал, что отводит Вашингтону приоритетную роль в своей внешней политике. Поэтому визит Чейни в Баку был нужен самому Азербайджану не меньше, а может быть даже больше чем США.
Буквально через месяц с небольшим здесь состоятся президентские выборы, и от того какой будет позиция Белого Дома в вопросах оценки их результатов, в немалой степени будет зависеть и позиция всего остального Запада. Понятно, что Чейни приезжал в Баку главным образом искать поддержки позиции своей страны в отношении процессов, происходящих сегодня в регионе, поэтому для Ильхама Алиева было так важно, не обидев гостя, не навредить своим отношениям с Москвой, которая и ближе и, как оказывается, не менее выгодна.
В то же время, уже задолго до визита стали появляться высказывания, что Алиеву нужно будет рано или поздно сделать окончательный выбор, ответив, по сути, на вопрос-катастрофу: «С кем Вы, господин президент?» До сих пор этого удавалось избежать, похоже, удалось и на сей раз.
Не успел бакинский ветер окончательно развеять дым от бронированного кортежа заместителя Буша, как стали появляться суждения о том, что Чейни остался недоволен результатами своего общения с Алиевым, да так, что вылетел из Баку даже не отужинав. Причиной послужило то, что азербайджанский лидер отказал американскому вице президенту в полноценном участии в проекте «Набукко». А именно, отказался поддерживать проект на нынешнем этапе.
В то же самое время ни внешних, ни каких-либо других признаков для такого решения нет. Еще в начале года Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан не будет инициировать новые проекты в области транспортировки энергоресурсов, однако если таковые есть и с ними согласны как поставщики, так и потребители, Баку будет в них участвовать исходя из собственных интересов.
То есть в том, что к реализации Набукко еще не приступили, претензии могут быть скорее к его проектировщикам. За время публичного обсуждения стоимость проекта возросла в 1,5 раз - с 5 миллиардов евро до 7,9 миллиардов. На стадии переговоров находятся обсуждения о поставках газа из Туркменистана и Узбекистана. Какой смысл приступать к реализации проекта, находящегося в таком «сыром» виде? Да, политическая целесообразность существует, есть и реальные экономические предпосылки, и еще очень преждевременно говорить о «Набукко» как о мертворожденном ребенке. Вопрос диверсификации поставок углеводородного сырья в современных условиях не может быть снят с повестки дня. Это отчетливо понимают как в Баку, так и в Ашхабаде, Москве или Ташкенте. Знают об этом и в Вашингтоне. Поэтому труба может идти как по дну Каспия, так и в обход его. Возникает вопрос: кому нужно создавать конфликт на ровном месте? Правда, бывают ли ровные места в таких вопросах?
«Все это журналистские выдумки, что якобы в Баку вице-президента США Дика Чейни встречали холодно. Был очень гостеприимный прием со стороны президента и других официальных лиц Азербайджана», заявил источник в американском посольстве в Баку.
С другой стороны, вчера вечером, сразу после переговоров с Диком Чейни, Ильхаму Алиеву позвонил президент России Дмитрий Медведев. Разговор шел и о Грузии, и о региональной политике, и, наверное, о энергопоставках тоже. По скупым строкам официального сообщения можно было понять, лишь что «разговор прошел в теплой, доверительной обстановке»…
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции