Съезды демократической и республиканской партий в США завершились. И теперь, когда были официально избраны кандидаты в президенты и вице-президенты от каждой партии, начинается самое интересное – президентская гонка.
Следующие два месяца обещают быть наиболее зрелищными и напряженными за все время предвыборной кампании. Республиканец Джон Маккейн и демократ Барак Обама проведут три раунда теледебатов. Впервые в истории эти дебаты будут проходить между черным и белым кандидатами в президенты. И опять же впервые в теледебатах кандидатов в вице-президенты будет участвовать женщина – «второй номер» Маккейна - губернатор Аляски Сара Пейлин. Штабы обоих кандидатов усиленно роют землю в поисках компромата друг на друга, и, как обещают американские политологи и журналисты, нас еще ждет много сюрпризов.
И все же для тех, кто внимательно следил за ходом праймериз и съездами партий, стало понятно, какой тактики будут придерживаться республиканцы и демократы на финишной прямой президентской гонки.
«Партия слонов» будет воздействовать на избирателя с помощью так называемой «культурологической модели» предвыборной борьбы. А «партия ослов» будет делать акцент на политические и экономические проблемы Америки.
Эти тактики навязывают избирателю две разные модели суждения о кандидате. Например, если вы судите о кандидате по его политической и экономической программе, то вы задаетесь вопросом: сможет ли его политика обеспечить моей семье безопасность и улучшить финансовое благосостояние? Но если, вам некогда или не хочется разбираться в предвыборной платформе кандидата, то вы склонны оценивать его по принципу «свой-чужой».
Последние 36 лет республиканцы старались доказать избирателям, что демократический кандидат – «не наш парень». В 90-х в руки американской прессы попал любопытный документ – памятка для кандидата в президенты от республиканской партии. Ее разработал очень влиятельный представитель «партии слонов», которого называют идеологом "республиканской революции", Ньют Гингрич. В памятке Гингрич давал очень простые и эффективные советы кандидату-республиканцу. Говоря о себе или о своей партии, он был должен использовать слова: «любовь к флагу», «свобода», «мир», «принципы», «правда». Говоря же о демократах, употреблять слова и выражения: «против семейных ценностей», «против американского флага», «за права преступников», «радикалы», «коррупционеры», «опасность», «ненормальность».
В этом году партия слонов снова разыгрывает культурологическую карту. Поэтому в адрес Барака Обамы можно слышать следующие обвинения:
- он не может быть одним из нас: он – за черных.
- он не может быть одним из нас: он – за геев.
- он не может любить Америку: он не носит значок с американским флагом, как все сенаторы США.
- он не может защитить Америку: он хочет сесть за стол переговоров с нашими врагами: Ираном, Северной Кореей и Кубой.
- он не разделяет наших ценностей: он не достаточно религиозен и поддерживает аборты.
- он не может быть одним из нас: он представитель элит, выпускник Гарварда, он смотрит на нас сверху вниз.
Демократы, напротив, всегда делают акцент не на человека, а на политические и экономические преобразования, которые предлагает их кандидат. «Эти выборы не обо мне, - говорит Барак Обама, - они - о вас». «Прислушайтесь к себе, посмотрите, стали ли вы жить лучше за последние восемь лет политики республиканцев?», - призывают демократы.
Политика республиканцев плоха, потому, что жизнь американцев стала более опасной.
Экономические реформы республиканцев плохи, потому, что у США самый большой в истории страны бюджетный дефицит.
Энергетическая политика республиканцев плоха, потому что мы занимаем деньги у Китая, чтобы покупать нефть в Саудовской Аравии. А цена на нефть все время растет, и это делает нас зависимыми от внешнего нестабильного мира.
Политика республиканцев в области здравоохранения плоха, потому что 43 миллиона американцев живут без медицинской страховки.
«Барак Обама прав, а Джон Маккейн - нет», - скандировала на съезде демократов спикер парламента США Ненси Пелоси.
И все же в пяти из шести последних президентских выборов в США культурологическая тактика республиканцев приносила им победу. Единственный человек за последние 24 года, который обыграл республиканцев на их же поле, был Бил Клинтон. «Слонам» так и не удалось уличить его в элитизме, неуважении к армии и непонимании базовых американских ценностей. Они прозвали его Бубба (т.е. типичный южанин, белый богатый человек, предки которого были рабовладельцами), но это не оттолкнуло от него афро-американцев, которые за реформы в пользу черной общины США прозвали Клинтона «первым черным президентом». С другой стороны, это прозвище делало его «своим парнем» для богатого белого населения юга. Республиканцы высмеивали Клинтона за любовь к биг-макам. Но это лишь укрепило веру простых американцев в том, что Билл – такой же, как они. Как не пытались республиканцы, Билл Клинтон стал для американцев «своим парнем», они прислушивались к нему и проголосовали за его экономические реформы.
Разыгрывать культурологическую карту в случае с Бараком Обамой гораздо легче. Он терпеть не может американский фаст-фуд. Даже во время изнурительных поездок по всей стране в ходе внутрипартийных выборов никто ни разу не видел Обаму с гамбургером. Он предпочитает перекусить на ходу энергетическим батончиком мюсли. У него смешное неамериканское имя - Барак Обама. Как отмечают политологи, с именем Берри (так его белые бабушка и дедушка называли в детстве) ему было бы гораздо легче стать «своим парнем» для американцев. Тот факт, что Обама – сын черного отца и белой матери, легко преподнести, как то, что он «недобелый» и «недочерный», а значит, не понимает до конца ни тех, ни других.
Ситуация осложняется еще и тем, что в ходе президентских теледебатов каждый успешный выпад Обамы в сторону Маккейна республиканцы будут подавать, как неуважение молодого и неопытного политика к ветерану войны, который сражался за свободу американцев. А во время дебатов кандидатов в вице-президенты любой жесткий ответ демократа Джозефа Байдена молодой и неопытной республиканке Саре Пейлин будет выглядеть, как сексизм и нежелание признать права женщин.
Конечно, на стороне Барака Обамы остается его харизматичность и умение заводить толпу, но в дебатах один на один это ему может не помочь. Поэтому единственная возможность у демократов победить в ноябре – использовать недовольство американцев экономической политикой администрации Буша-младшего и желание 70% граждан США закончить войну в Ираке. В этом случае стратегия республиканцев, стремящихся доказать, что Обама – «не свой парень», «он не один из нас», может, напротив, подтолкнуть американского избирателя проголосовать за демократов со словами: «Вот и отлично, я тоже не один из вас».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции