Мы к пиару, в общем и в целом, относимся как к чему-то второстепенному, подсобному, служебному. Как к чему-то комическому. Как к этакой накипи, к пене, вываливающейся из кастрюли, в которой варится реальная жизнь. А на деле, смею предположить, все не так…
Не я один так смею. Уже давно на сей счет недвусмысленно высказываются беллетристы и кинематографисты – пророки в своих отечествах. Вспомним, хотя бы классику по этой части – голливудский фильм «Плутовство» с Дастином Хофманом в главной роли. А совсем свежий пример, по крайней мере, для нашего телезрителя – британский сериал «Абсолютная власть», показанный в августе по Первому каналу, где главную роль исполнил любимец англосаксонской публики Стивен Фрай.
Когда его герою, пиарщику Чарльзу Прентиссу, совладельцу лондонского PR-Агентства предложили сделать политическую карьеру, последовал ответ в духе Оскара Уайльда: «Предпочитаю остаться там, где реальная власть».
…Нынешняя американская избирательная кампания мало, кого уже способна оставить равнодушным. Мне, гуманитарию по сути, демократу – по убеждению, киноведу – по образованию и критику – по профессии тоже любопытно за ней наблюдать. Особенно в последние дни. Это интересное кино, зрелищный спектакль, интригующий детектив, развязка которого будет держать нас в напряжении до последней минуты.
Глядя на все это, непроизвольно задаешься вопросом: что сие значит – театрализованные выборы? Или: всего лишь спектакль под названием «Выборы»?
***
Наверное, как и миллионы прочих граждан, я не в состоянии уловить различия в социально-экономических программах демократов и республиканцев.
В их внешнеполитических воззрениях грань более заметна, но тоже не ахти какая очевидная. Ну да, республиканцы говорят: России надо показать «кузькину мать». Демократы говорят: да, конечно, надо «показать», но и кое-что ей сказать.
Другое дело – мораль. Это та площадка, на которой обе партии не преминут сыграть в пинг-понг, перебрасывая подростковую беременность дочери Сары Пэйлин с одной половины теннисного стола на другую.
В следующий раз конкуренты сыграют в большой теннис, где мячиком станет оружие в частном обиходе.
Мячей, как и игр, наберется довольно: секс вне брака, аборты, смертная казнь, однополые браки… Кандидаты всерьез перекидываться ими и набирать очки начнут вскорости, на теледебатах.
Пока претенденты отыграли только первый тайм, презентуя себя на партийных съездах. Сейчас в игре - проблема вице-президента США. «Мяч» пинают в основном политологи, эксперты и СМИ.
Наблюдая эту забаву, вспоминаешь мозговые штурмы пиар-команд из «Плутовства» и «Абсолютной власти», их планерки и летучки, на которых придумывались и разрабатывались пиар-маневры избирательной кампании. Так и представляешь себе, как специалисты типа Чарльза Прентисса с коллегами, обнаружив, что рейтинг их шефа республиканца Маккейна после блистательных спичей демократов Обамы, Хиллари Клинтона и ее мужа катастрофически обрушился, перебирают варианты контрудара.
- Так. Все ждали от демократов выдвижения на пост вице-президента женщину. И не дождались. От них. Что если они дождутся от нас?..
- Хорошая идея. У нас есть что-то типа Хиллари?
- Практически ничего и никого. Хотя… Вот, смотрите (показывает «картинку» в ноут-буке).
- Ничего, ничего. Миловидна. Можно сказать, красавица. Или, по крайней мере, ею была лет 20 назад. А кто это?
- Сара Пэйлин – 44 года, замужем за эскимосом, губернатор Аляски.
- А где это?
- Ну, там, наверху. Оттуда рукой подать до Абрамовича.
- До Лондона, что ли?
- Нет. До русской Чукотки.
- Это плюс. Что еще?
- Никакого внешнеполитического опыта. Кроме того, что в 90-е годы она была членом Независимой партии и выступала за отделение Аляски от США.
- Это минус. Все беды в нашем деле от того, что быльем поросло. Кажется Уайльд сказал: «Никто не богат настолько, чтобы выкупить свое прошлое».
- Сара – мать пятерых детей.
- Пять плюсов.
- Старший собирается в армию.
- Отлично! Не в Ирак?
- Обсуждаемо.
- Что еще?
- Дочь-подросток беременна на пятом месяце.
- Худо, но поправимо.
- Аборт?
- Зачем? Выдадим ее замуж до того, как родится ребенок. Есть еще проблемы?
- Младшему 4 месяца; у него синдром Дауна.
- Вот это настоящая удача! - воскликнул бы гуру пиара Чарльз Прентисс, если бы он руководил предвыборным штабом Джона Маккейна. – Больной ребеночек на руках мамаши – что может быть сентиментальнее.
- Подведем итоги, продолжил бы он, - у нас ситуация трудная, но не безнадежная. Рядом с «дедушкой» 72 года отроду, больным раком кожи, встанет молодая, деловая цветущая мать пятерых детей. Это будет бодрить избирателей и наполнит их уверенностью в завтрашнем дне.
- Да, но надо быть готовым к вопросу: сможет ли Сара стать Главнокомандующим вооруженных сил США, если, не дай бог, что случится с нашим дедушкой.
- Сможет. Она, я вижу по досье, владеет охотничьим ружьем, и, судя по всему, довольно меткий стрелок, любительница рыбалки. Причем настолько, что была как-то оштрафована за ловлю рыбы без лицензии. Кстати, пометьте себе. Сару надо внедрить в какое-нибудь кулинарное шоу, чтобы она показала телезрителям, как надо свежевать лося и дала бы несколько оригинальных рецептов его приготовления.
***
Современные демократические выборы все более подобны состязанию не политических партий, а пиар-контор.
То, что мы видим сегодня на американской политической сцене, кажется очередным эпизодом из сериала «Абсолютная власть». Казавшееся вчера сатирическим преувеличением, художественной фантазией, обернулось реальностью. Смешной и тревожной.
До недавнего времени мы уверенно повторяли: «Кто владеет средствами массовой информации, тот владеет миром». Теперь в повестке дня другая редакция: «Кто владеет искусством пиара, тому принадлежит абсолютная власть».
Это уже не проблема США, Британии, других западных стран. Это проблема общецивилизационная, с которой рано или поздно столкнется весь мир.
Демократия на пару с рынком смогла отменить тиранию феодализма, взяла верх над деспотизмом тоталитаризма. Она способна смягчить авторитаризм, ограничить власть бизнеса, поставить под контроль армию, спецслужбы… Этой «парочке» под силу сузить полномочия СМИ и умерить аппетиты коррупции. Но она же породила и нового монстра – Пиар.
Как бы нам в один прекрасный день не обнаружить, что вся полнота реальной власти над обществом и над государством находится в руках легиона анонимных пиарщиков. Таких, как Чарльз Прентисс и ему подобных.
Тот, кто был достаточно долго слугой таких всесильных господ, как торговля, масскульт, религия, пресса, политика – в конце концов, не может не стать их всесильным и абсолютным Господином.
Мы вступили в эру нового Абсолютизма?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции