Владимир Мытарев – специально для РИА Новости
Появление подготовленного Минфином проекта бюджетной стратегии – 2023, как и всех долгосрочных планов и прогнозов, было встречено с большим интересом. В частности, интересовал вопрос, как будет рассчитываться на полтора десятилетия вперед цена на нефть - основного источника бюджетных доходов.
Однако, оказалось, что стратегия вообще не ориентируется на доходы от энергоносителей. Как заявил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин, доля нефтегазовых доходов в ВВП страны очень скоро начнет сокращаться. Конечно, сейчас, когда даже снизившиеся цены переваливают за 100 долларов за баррель, то есть более 700 долларов за более привычную для нас тонну, к таким предупреждениям не очень-то прислушиваются. Но, похоже, зря: на прошлой неделе впервые за последние несколько лет снижены экспортные пошлины на нефть. Это означает, что цены постепенно пошли вниз. И кто знает, что выкинут они по мере укрепления доллара.
А потому одна из основных проблем, которую призвана решить бюджетная стратегия, - избавление экономики страны и ее бюджета от нефтяной иглы, от скачков на мировых биржах и зависимости от сокращающихся запасов энергоносителей.
Решить эту проблему по замыслу Минфина должен проект ненефтегазового бюджета, учитывающего реальные доходы и расходы экономики, когда государство ориентируется не на «манну небесную» в виде дорогой нефти, а на собственные экономические возможности и перспективы. Естественно пока доходы от энергоносителей будут, мы можем при необходимости рассчитывать на «нефтегазовые трансферты» в бюджет и формирование необходимой для экономики и пенсионной системы «подушки безопасности» в виде национальных фондов или, например, пенсионного нефтяного фонда, как в Норвегии. Но за это время страна должна осуществить переход на новую структуру экономики, при этом определенные ожидания возлагаются на бизнес, который, как планируется, сможет стать главным инвестором в экономику страны.
В свою очередь, использование государственных средств во избежание нецелевого применения и всевозможных злоупотреблений предполагается строго контролировать. Предполагается, что госсредства будут инвестироваться только на кредитной основе и проходить через специальные финансовые институты – инвестиционный и венчурный фонды, банки развития, а для текущих нужд – через еженедельные аукционы. Так что получить деньги из фондов будет пусть и непросто, но все-таки можно.
Однако, чем же заполнять бюджет, если нефтедоллары до него не дойдут, а в дальнейшем и вовсе этот поток истончится? Ответ прост – как и во всем мире, главным источником были и остаются всевозможные налоги и пошлины. Ни для кого не секрет, что благосостояние общества должно напрямую зависеть от того, как оно работает. Но кто и какие налоги должен платить, это, конечно вопрос для широкой не только экспертной, но и общественной дискуссии. Как в сообщающихся сосудах уменьшение взноса одних, отмечают эксперты, сразу же приведет к увеличению нагрузки на других. Так, например, снижение НДС сразу же приведет к появлению «дыры» в бюджете, которую придется заполнять путем увеличения ЕСН и подоходного налога.
«Вы знаете, по-моему, в дискуссиях о том, снижать или не снижать налоги, ну ни коим образом нельзя ориентироваться на ответ предпринимателей, – говорит эксперт аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. - Ну неужели можно представить, что предприниматели скажут: «нет, не надо снижать, лучше повышать»? Предприниматели вам будут говорить, естественно – «снижать, а лучше вообще нулевую ставку, а лучше вы нам доплатите». Это все равно, что вас спросят как физическое лицо: «Подоходный налог как лучше – снизить или нет? 13. Может быть, лучше 11?». Интересно, вы ответите как?»
Между тем, едва ли в ближайшее время Россия сможет себе позволить снижение налоговой нагрузки. Как говорится в преамбуле бюджетной стратегии 2023, Россия стоит сейчас перед проблемой, которую двумя-тремя десятилетиями раньше решали страны Западной Европы – демографической. С прошлого года явственно обозначился спад количества работающего населения, в итоге на одного среднестатистического пенсионера приходится все меньше работников, а потому денег в Пенсионном фонде стало систематически не хватать, гасить его дефицит средствами из бюджета.
По некоторым оценкам, государство собирается в ближайшее время повысить налоги и увеличить возраст выходящих на пенсию. Однако, надо иметь ввиду, что это самый тяжелый сценарий, который даже не включен в бюджетную стратегию 2023. Наоборот, она предусматривает постоянный рост пенсий, причем, не только привычных индексаций, а роста в разы. Во-вторых, государство увеличивает свою долю в создании накопительного фонда тех, кто добровольно начнет откладывать на старость. Другое дело, что эти меры – решение на ближайшие годы, а не на отдаленную перспективу, когда демографическая обстановка изменится. Тогда-то, по пессимистическому сценарию, и встанет вопрос: увеличить ли размеры социального налога и страховых отчислений или же сократить количество пенсионеров за счет более позднего выхода на пенсию. При этом возраст приблизится к существующим европейским стандартам и переход, если он вообще будет, произойдет постепенно.
Парадоксально, но начиная несколько лет назад пенсионную реформу, ее авторы как раз и хотели добиться независимости пенсий от бюджета, поскольку тот частенько бывал дефицитным и не порой пенсии не выплачивались по нескольку месяцев. В основу новых пенсий был положен принцип сочетания социальной составляющей, которую государство гарантировало всем без исключения, корпоративной, связанной с размером заработка и отчислений предприятия в фонд и накопительной, которую вносил сам будущий пенсионер. Как можно констатировать, реформа не прошла. И сегодня к воссозданию этой же, принятой во многих странах модели, Минфин и предлагает вернуться в ближайшее время.