МОСКВА, 2 сен - РИА Новости. Минкультуры РФ предлагает изменить подход к финансированию отечественной киноиндустрии, сделав ставку на господдержку успешных в коммерческом плане продюсерских компаний, которые в случае одобрения проекта в ближайшие три года могут получить из госбюджета более 12 миллиардов рублей, пишет во вторник газета "Коммерсант".
В распоряжении издания оказались подготовленные министерством "Предложения по перспективным направлениям государственной политики в области кинематографии", направленные в середине июля в правительство.
До настоящего времени господдержка отечественного кинематографа выражалась в финансировании из госбюджета отдельных кинопроектов. На эти цели государство ежегодно выделяло субсидии в размере около 3 миллиардов рублей. Теперь ежегодные субсидии будут сокращены до 300 миллионов рублей. Еще 4 миллиарда рублей в год Минкультуры предлагает выделять крупнейшим продюсерским компаниям (программа рассчитана на 2009-2011 годы). Как пояснил газете заместитель директора департамента кинематографии Минкультуры Игорь Каллистов, предлагаемые меры должны помочь "отечественной киноиндустрии противостоять экспансии голливудских студий". "Сегодня в России открыли свои филиалы Walt Disney и Universal, которые занимаются производством фильмов на русском языке. Речь идет о борьбе за зрителя", - говорит Каллистов.
По экспертным оценкам, в 2007 году сборы в России выросли на 37%, составив 548 миллионов долларов, при этом 15-20% сборов пришлось на российские картины.
Минкультуры предлагает провести в 2009 году эксперимент по финансированию четырех продюсерских компаний. Игорь Каллистов уточняет: "Вообще-то мы планируем поддержать семь киностудий, каждая из которых должна реализовать в течение трех лет по 15 проектов. Однако федеральный закон N 126 "О государственной поддержке кинематографии РФ" предусматривает финансирование только годичных программ". Как утверждают в Минкультуры, список компаний-бюджетополучателей пока не определен: это входит в компетенцию конкурсной комиссии, которую чиновники обязаны создать при распределении средств федерального бюджета. В качестве основных критериев при отборе соискателя предлагается, в частности, учитывать посещаемость фильмов за два предыдущих года (более 1 миллиона зрителей), а также прогноз охвата зрительской аудитории данного фильма.
По оценкам кинокомпаний, в год в России производится около 100 полнометражных картин, 80% из которых оказывается господдержка. "Раньше бюджетные деньги распределялись между большим числом проектов. Теперь большая часть государственных средств уйдет компаниям, которые зарекомендовали себя на рынке, - говорит гендиректор кинокомпании "Профит" Игорь Толстунов. - Это разумный шаг, так как теперь более масштабно будут поддерживаться российские опорные студии". С ним соглашается гендиректор другой кинокомпании, который добавляет, что новая программа "убавит хлопот с поиском инвестиционных денег для компаний, доказавших свою дееспособность на рынке".
Гендиректор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский надеется, что новая программа господдержки кино сделает более понятной систему распределения госсредств. А Арам Мовсесян, директор по производству ГК "Централ Партнершип" отмечает, что акцент государственного участия сместился. "Киноиндустрия рассматривается не только как область культуры, но в большей степени как отрасль экономики, - рассуждает эксперт. - На это указывает и ретробонус производителю, если фильм посмотрели более 1 миллиона зрителей, и отбор продюсерских компаний исходя из их опыта на рынке".
Однако президент кинокомпании "Царь Pictures" Александр Изотов считает, что новая программа поделит рынок между крупными компаниями и независимыми продюсерами. "Расстояние между крупными структурами и небольшими продюсерскими компаниями увеличится, в результате небольшие компании, скорее всего, уйдут с рынка",- полагает он. С ним соглашается глава кинокомпании "апрельМИГпикчерс" Игорь Мишин, который уверен, что программа ставит в неравные условия несколько отобранных компаний и всех остальных продюсеров. "До этого была крайность, когда дотировалось около 60 картин одинаковой суммой не более 1 миллиона долларов, многие из этих проектов были некачественными, - отмечает Мишин. - Теперь появляется другая крайность, когда деньги уходят нескольким частным компаниям". Такие правила не продержатся больше двух лет и будут пересмотрены, уверен собеседник издания.