Начало мусульманского месяца Рамадана и поста - Ураза
В первый день месяца Рамадан начинается пост - Ураза, который соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но и означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т.д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан). Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Мусульманин без посредников сам отвечает перед Аллахом за свои грехи. Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура. Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. Согласно Корану, важная особенность мусульманского поста состоит в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста. Вечером, после заката, постящийся должен принять легкую пищу - фитур, вторая еда - сахур - принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье - благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски. Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете. Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве. В течение месяца они должны повторять формулу: «я намерен поститься постом месяца Рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего». Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за Рамаданом.
День знаний
День знаний в России ежегодно отмечается 1 сентября с 1984 года. День знаний - день начала нового учебного года прежде всего для учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года. Герои дня, конечно, первоклассники. Учителя поздравляют учеников, звучит традиционный первый звонок - как всегда одиннадцатиклассник на руках с первоклашкой обходят собравшихся с маленьким колокольчиком в руках. В средних специальных и высших учебных заведениях обходятся без линеек, но торжественность момента от этого вовсе не уменьшается. В 2007 году распахнули свои двери 58,5 тысячи российских школ, 1 сентября в школу пошли 14,5 миллионов ребят. Это меньше, чем в 2006 году. Несмотря на тенденцию снижения численности учащихся, в 2007 году, по данным Министерство образования и науки РФ, впервые за последние годы увеличилось количество первоклассников - на 16 тысяч.
День труда в США
В первый понедельник сентября в США выходной. В стране отмечают одну из наиболее знаменательных в своей истории дат - День Труда (Labour Day). История этого праздника восходит к тому времени, когда филадельфийский профсоюз портных «Рыцари труда» (образован в 1869 году) организовал праздничное шествие. Следующее шествие состоялось в 1884 году, и было решено проводить эти мероприятия ежегодно. Другие профсоюзные организации США праздновали День труда 1 мая. Однако в 1886 году празднование Первомая в Чикаго вылилось в беспорядки и столкновения демонстрантов с полицией, повлекшие значительные человеческие жертвы. Президент США Грувер Кливленд своим указом установил празднование Дня труда в тот день, в который его отмечали «Рыцари труда» - в первый понедельник сентября. В брошюре министерства труда США, посвященной Дню труда, говорится: «Этот праздник родился в результате движения американских трудящихся. Он стал общенациональным потому, что страна считает должным ежегодно с благодарностью отметить вклад, который американские трудящиеся внесли и продолжают вносить в ту мощь, богатство и благосостояние, которое стало достоянием нашего народа».Однако, в отличие от Европы, где День труда приходится на 1 мая, в США праздник этот в значительно большей степени воспринимается не в ракурсе истории рабочего движения, а как дополнительный отдых. Большинство американцев считает День труда концом лета, и в этот день пляжи и другие популярные места отдыха полны людей, которые наслаждаются последними трехдневными выходными.
4 года (2004) со дня захвата заложников в средней школе №1 в городе Беслане (Северная Осетия)
1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате отрядом террористов здания средней общеобразовательной школы в североосетинском городе Беслане. В тот день отряд террористов под руководством Расула Хачбарова (известного также как Полковник) численностью более 30 человек (среди которых также были женщины) осуществил захват здания средней общеобразовательной школы №1. Во время проводившейся во дворе учебного заведения праздничной линейки из подъехавшего укрытого тентом грузового автомобиля внезапно выскочили вооруженные люди и, открыв стрельбу из автоматического оружия поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Избежать участи заложников, воспользовавшись паникой, удалось лишь немногим. Количество заложников, согласно первоначальным данным, составило 354 человека (впоследствии оказалось, что их было намного больше - около тысячи человек). Подавляющее большинство из оказавшихся в плену составляли дети (в том числе дошкольного возраста). Поначалу террористы, согнав большую часть заложников в спортивный зал и заминировав его и ряд других помещений, не выдвигали никаких требований, но по прошествии некоторого времени заявили о своем желании видеть в стенах школы президента Республики Северная Осетия-Алания Александра Дзасохова, президента Республики Ингушетия Мурата Зязикова и директора НИИ медицины катастроф доктора Леонида Рошаля (а также, по некоторым данным, потребовали вывода федеральных сил с территории Чеченской Республики и освобождения ранее арестованных террористов). Вместе с тем любые попытки перевести разговор с террористами в более конструктивное русло и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. При этом все переговоры велись в одностороннем порядке - боевики сами в нужное им время выходили на связь с представителями оперативного штаба. Единственным человеком, которого боевики на следующий день - 2 сентября - согласились впустить в здание школы, оказался экс-президент Республики Ингушетия Руслан Аушев. Последнему удалось убедить захватчиков отпустить вместе с ним лишь 25 женщин и маленьких детей. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. В полдень к зданию школы прибыл автомобиль с четырьмя сотрудниками МЧС РФ, которые должны были забрать с территории школьного двора трупы застреленных террористами людей. В этот момент в самом здании неожиданно раздались два или три взрыва, после чего с обеих сторон началась беспорядочная стрельба, а из окон и образовавшегося в стене пролома стали выпрыгивать дети и женщины (почти все оказавшиеся в школе мужчины были расстреляны террористами в течение первых двух дней). Итогом террористической акции стали более 330 погибших (в том числе 172 ребенка, а также 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ (ЦСН ФСБ РФ) и 15 сотрудников милиции. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Из боевиков остался в живых и был задержан лишь один - Нурпаша Кулаев. Здание школы оказалось, в том числе и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, практически полностью разрушенным. Обвинения Кулаеву были предъявлены по девяти статьям, по трем из них - на пожизненное лишение свободы. 26 мая 2006 года Верховный суд Северной Осетии признал обвиняемого в терроризме Нурпаши Кулаева виновным по всем статьям предъявленных ему обвинений и приговорил его к пожизненному заключению.
285 лет назад (1723) умер Дмитрий Константинович КАНТЕМИР, молдавский господарь, ученый-энциклопедист, сподвижник Петра I
Дмитрий Кантемир родился 5 ноября 1673 года. Сын молдавского господаря Константина Кантемира. В 1688 году 15-летний Дмитрий Кантемир был вынужден отправиться в Константинополь заложником, в знак верности и преданности его отца султану. Столица Османской империи была знаменита не только султанскими дворцами, гаремами и базарами. Константинополь был одним из центров православия и мировой культуры. В Академии Константинопольской патриархии преподавали выдающиеся гуманисты, носители уходящей, но все еще блистательной византийской культуры. Юный заложник изучал богословие и историю, филологию и философию. Кроме родного молдавского, он усвоил еще девять языков: турецкий, арабский, греческий, латинский, славянский, русский, польский, немецкий, итальянский. Доступ к информации на многих языках, причастность к текущей политике, общение с культурной элитой империи способствовали раннему духовному созреванию молодого человека. Живя среди турецких сановников и ученых, Кантемир постоянно помнил, что его народ терпит жесточайший гнет, эксплуатацию и унижение со стороны турецких поработителей (к началу жизненного пути Дмитрия Кантемира Молдавское княжество уже более 150 лет изнывало под турецким игом).
В 1710 году Дмитрий Кантемир после смерти отца стал молдавским господарем. В 1711 году он заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. После неудачного Прутского похода (1711) Петра I Кантемир и четыре тысячи молдаван ушли в Россию. Дмитрий Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, ему были пожалованы титул светлейшего князя российского, владения в Нижегородском и Курском уездах, каменный дом в Москве, подмосковная Черная Грязь и поместье на Украине. Император высоко ценил своего нового подданного. После перехода Кантемира под покровительство Петра I турки при заключении мира потребовали выдачи Дмитрия Константиновича. Петр ответил: «Я лучше уступлю земли до самого Курска, нежели соглашусь на это, ибо тогда мне еще останется надежда когда-нибудь снова отвоевать потерянное. Но не сдержать данного слова - значит навсегда потерять веру и верность. Мы имеем своею собственностью одну только честь. Отречься от нее то же самое, что перестать быть государем».
По своему времени Дмитрий Кантемир был необычайно образованным человеком. Дарования крупного государственного деятеля сочетались в нем с глубокими познаниями философа, историка, этнографа, музыковеда, востоковеда, знатока европейских и восточных языков. Он состоял членом Берлинской академии. Почти все научно-политические труды Кантемира были написаны в России под влиянием петровских реформ. Среди его трудов имеются исторические («История образования и падения Оттоманской империи» на латинском языке, «Древняя и новая история Дакии» на молдавском языке, «История фамилий Бранковано и Кантакузенов» на молдавском языке, «История магометан», «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии») и религиозно-философские («Система турецкого вероисповедания», «Мир и душа», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом», «Метафизика», «Иероглифическая история», «История сотворения»). Дмитрий Кантемир умер 1 сентября 1723 года. Его похоронили в Москве, затем, в 1935 году, состоялось перезахоронение его останков в Ясском монастыре Трех Святителей (Яссы - город на востоке Румынии, в 1565-1859 годах - столица Молдавского княжества).