Рейтинг@Mail.ru
Огненное "светопреставление" в русских лесах - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Огненное "светопреставление" в русских лесах

© http://ru.wikipedia.orgОгонь, конечно, мощная стихия, и бороться с ним непросто
Огонь, конечно, мощная стихия, и бороться с ним непросто
Читать ria.ru в
Дзен
Русские леса полыхают, иначе не скажешь. В августе, самом горимом, по выражению лесников, месяце, "кривая" лесных пожаров в стране обычно проходит пиковую точку. На этот раз она поднялась гораздо выше, чем в прошлом году. Только за последнюю неделю, по оперативным данным Рослесхоза, на территории лесного фонда страны возникло более 360 лесных пожаров...

Татьяна Синицына, обозреватель "РИА Новости".
  
Русские леса полыхают, иначе не скажешь. В августе, самом горимом, по выражению лесников, месяце, «кривая» лесных пожаров в стране обычно проходит пиковую точку. На этот раз она поднялась гораздо выше, чем в прошлом году. Только за последнюю неделю, по оперативным данным Рослесхоза, на территории лесного фонда страны возникло более 360 лесных пожаров, огонь уничтожил почти 2,4 тысячи гектар. Удручает и общая арифметика года: за 8 месяцев случилось около 23 тысяч пожаров, огню удалось «съесть» леса в 1,7 раза больше, чем за тот же период 2007 года, площади, пройденные огнем, составляют почти 2,5 млн га.

Правда, до «национального рекорда», запечатленного в древних фолиантах, далеко. Никоновская летопись сообщает о «светопреставлении» 1094 года, когда дым от лесных пожаров покрывал всю русскую землю настолько, что «за едину сажень пред собой не видети и мнози человецы лицом ударяхуся… птицы с воздуха падаху на землю… звери не видящее, смещающиеся с человеком» (на расстоянии сажени люди уже не видели друг друга, сталкивались друг с другом, и даже со зверьми, а птицы – замертво падали на землю).

Еще во времена Петра I для борьбы с пожарами применялись запреты на вход населения в лес. И сегодня в 23 субъектах Федерации введен режим полного запрета на посещение лесов. Оказалась живучей и другая традиция: как и в стародавние времена, в наше время главной причиной возгораний в лесах (80%) остается «человеческий фактор», и только в меньшей части можно обвинить фактор природный - грозы.

Леса России, составляющие почти четверть лесных территорий планеты, на 95% бореальные, т.е. - хвойные, пожароопасные, вспыхивающие, как порох. При этом выбросы аэрозолей с горимых пространств соизмеримы с извержением вулкана.  Пространства эти огромны. Фактически огонь проходит вдвое большие площади, чем те, о которых сообщается в официальных сводках. Просто в ряде северных районов Сибири и Дальнего Востока есть дикие «беспризорные» массивы (2,7 млн. га), где пожары вообще не регистрируются - в силу отсутствия инфраструктуры.

Огонь, конечно, мощная стихия, и бороться с ним непросто. В России у него есть «излюбленные» регионы, богатые лесом – Урал, Сибирь, Дальний Восток. Если знать особенности пожаров и метеорологическую карту территории, то можно противостоять «красному петуху». Справедливо сделать комплимент советским временам, когда удалось создать довольно эффективную, научно и практически выверенную службу охраны и репродукции леса, систему противостояния пожарам. С другой стороны, великая лесная держава не умела извлекать должной экономической выгоды из богатейшего лесного ресурса.

Но вот страна демократизировалась, явились рыночные времена, в схему которых старые советские стандарты, конечно, не вписывались. Для изменения ситуации нужны были кардинальные перемены. Прежде всего, требовалось создать новый Лесной кодекс, основную «конституцию» отрасли. В тяжелых общественных битвах разного уровня, год назад он, наконец, вступил в силу. По раскладу нового варианта кодекса, ответственность за пожарную безопасность возлагалась на субъекты Федерации.

«Эффект от такого новшества, как показывает жизнь, отрицательный, региональные власти оказались неспособными реализовывать функции предупреждения и тушения пожаров», - сказал обозревателю «РИА Новости» академик Российской академии наук Александр Исаев. По оценке ученого, противопожарное дело на лесных территориях пришло в упадок. Причина деградации в том, что разрушена многолетняя система управления лесным хозяйством, невозможно проводить необходимый комплекс противопожарных мероприятий. Новая структура настолько запутана и неповоротлива, что даже при идеальной системе информации о возгораниях очень трудно «давить» огонь. Надо ли говорить, что фактор времени в такой ситуации очень важен. 

Так как же противостоять огневому беспределу в лесах? Рецепт специалистов изложен в новом документе, отражающем стратегию развития и управления лесами. Он подготовлен учеными совместно со специалистами Рослехоза и уже находится на пути в правительство. В чем суть предлагаемой противопожарной стратегии? «Мы считаем необходимым вернуться к практике региональных центров по тушению пожаров, - пояснил академик Исаев. - Для этого придется вносить изменения в Лесной Кодекс».

Новый Лесной кодекс документ явно неудачный, многие его постулаты не работают. Со дня появления на свет положения и формулировки кодекса постоянно корректируются всякими постановлениями и законами. «Рыночное лобби добивалось передачи лесов в частные руки. Этого не получилось, собственником осталось государство. Однако «рыночники» сделали все, чтобы свести роль государства на нет. Это неприемлемо к лесу как структуре хозяйства, как к ресурсу, и ничего, кроме вреда, не могло принести», - считает академик Исаев.

Сегодня реальность заставляет идеологов проекта признавать ошибки и отступать от сомнительных догм, заложенных в новый Кодекс, реанимируя старый испытанный опыт  управления лесами.

Разрушение устоявшейся, выверенной системы управления лесами специалисты считают самой большой ошибкой действующего Лесного кодекса. Леса были хаотично переданы в ведение субъектов Федерации, а они, также хаотично, распорядились судьбой лесов по своему усмотрению: в одном месте этим занимаются структуры охраны природы, в другом - лесопромышленные комплексы.  «Беда еще и в том, что функция управления была передана Рослесхозу, а право контроля попало в другие руки, Росприроднадзору, который, по своей структуре, не в состоянии осуществлять такую функцию, - считает академик Исаев. - Бесправие органов управления не могло обеспечить той обратной связи, которая непременно должна быть. Так все и разрушилось – и в области лесопользования, и в области охраны от пожаров».

Всякое сердце сжимается, глядя на горящие леса. Но огонь – природный фактор. Нельзя забывать, что пожары играют не только деструктивную роль, приводя к серьезным экологическим и экономическим потерям, -  у них есть и положительная составляющая. Огонь – своего рода природный механизм, предотвращающий деградацию лесов, осуществляющий мощную санитарную функцию. Сжигая старую траву, заросли, он освобождает простор для молодой растительности, помогая, таким образом, улучшить среду обитания диких животных, уничтожая очаги болезней, вредителей леса.

Многие лесные страны используют метод «управляемого огня», осуществляя специальные контролируемые выжигания для улучшения состояния лесов и даже – во имя предотвращения массовых пожаров. «В России такая система хорошо отработана красноярскими специалистами, на лесных вырубках, - рассказал академик Исаев. - Огонь, конечно, омолаживает леса, дает возможность появляться одновозрастным, наиболее продуктивным лесам, но все должно просчитываться, нужна эффективная организационная система, о которой сегодня говорить не приходится».

Ученые разработали принципиально новые подходы к проблеме борьбы с огнем.  Например, предлагается  «сортировать» пожары, различая, что следует гасить, а что целесообразнее отдать на волю стихии. «Заниматься тушением пожаров, вышедших из-под контроля,  – самый нерациональный способ расходования средств на охрану лесов, - утверждает директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук Георгий Коровин. – Если, конечно, огонь не угрожает людям или хозяйственным системам».

После пожара лесные массивы восстанавливаются до полной зрелости, «дремучего леса», 300-400 лет. В Сибири – процессы обновления происходят еще медленнее, так как кедровые леса поднимаются и созревают по 500 лет и больше. Правда, огонь помогает раскрываться кедровым шишкам, способствуя таким образом появлению молодого лесного поколения.
Природа переживает пожары в порядке вещей, но для нашего потребительского мира эти потери ощутимы: сгорит лес – и жди 500 лет, пока снова вырастет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала