Объединенная компания РУСАЛ – лидер мировой алюминиевой отрасли. На долю РУСАЛа приходится около 12% мирового рынка алюминия и 15% глинозема. О развитии транспортной составляющей бизнеса компании в интервью РИА Новости рассказал директор по работе с естественными монополиями компании РУСАЛ Вадим Гераскин.
- В последнее время компания заявляла не только о планах по увеличению производства алюминия (на 60% к 2012 году), но также и о планах диверсифицировать свой бизнес и построить глобальную горно-металлургическую компанию. Каким образом сейчас осуществляется отгрузка продукции потребителю и как логистика может измениться в будущем, исходя из планов компании на дальнейшую интеграцию?
- Обеспечив ведущую позицию в алюминиевой отрасли, мы в качестве следующего этапа нашего развития намерены создать международную диверсифицированную горно-металлургическую корпорацию, которая, используя научно-исследовательскую базу, финансовую мощь, глобальный масштаб бизнеса сможет обеспечить лидерство по целому ряду новых направлений по добыче сырья и производству металлов. Принимая во внимание глобальных характер нашего бизнеса и планы по его развитию, вопросы логистики имеют для нас первостепенное значение. Что касается отгрузок, то в основном наша продукция экспортируется через порты, до порта все едет железнодорожным транспортом. Соответственно, основные грузы по России сейчас идут через порты в Санкт-Петербурге, Новороссийске, на Дальнем Востоке – Ванино. Самый перспективный порт в настоящее время - это порт Усть-Луга.
- В июне ОК РУСАЛ заключила договор с ОАО "Компания Усть-Луга" на строительство специализированного терминала. Когда планируется завершить строительство? Приведет ли ввод в эксплуатацию нового терминала к перераспределению грузопотоков компании?
- Мы планируем завершить строительство терминалов в Усть-Луге в 2011 году, если железнодорожные подходы к порту и дноуглубление это позволят. И так как держать груз в двух крупных портах на Балтике не имеет смысла, то, скорее всего, произойдет перевод нашего грузопотока из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу.
- Как запланированный рост объемов перевозок РУСАЛа отразится на транспортной инфраструктуре?
- Все наши планы по вводу новых мощностей согласованы с "Российскими железными дорогами" и реализуются в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве с РЖД. Мы участвуем в развитии железнодорожной инфраструктуры, когда строим новые мощности. Мы инвестируем в строительство железнодорожной инфраструктуры в Тайшете, Коми, Богучанах.
- Насколько тесно сегодня компания работает с РЖД?
- В последние годы взаимодействие с РЖД идет особенно конструктивно. Все вопросы, которые у нас возникают, мы решаем очень эффективно.
- Существуют ли сложности в передвижении грузов по железным дорогам?
- РЖД в настоящее время в силу объективных причин достаточно тяжело конкурировать с частными предприятиями в связи с рядом ограничений, в т.ч. и предписаниями ФАС. Госмонополия не столь мобильна, как небольшие частные компании, тарифная система устарела, и ей тяжело эффективно работать в такой системе. Субъектный состав рынка перевозок и взаимоотношения между ними требуют модернизации". Существует целый ряд технических и технологических вопросов. Мы видим все эти проблемы и по возможности готовы участвовать в их решении.
Что касается проблем, то достаточно долго не строился подвижной состав. В результате используемые вагоны довольно старые, и сейчас, несмотря на то, что вагоностроительные заводы работают напряженно, подвижного состава не хватает и на многих заводах на подвижной состав нужно записываться в очередь на несколько лет вперед.
- У компании РУСАЛ имеется собственный парк подвижного состава. Планируется ли его расширение? Как вы намерены решать проблему с подвижным составом?
- Мы бы не хотели сами покупать подвижной состав – для нас это совершенно не нужное увеличение непрофильных активов. Мы ведем переговоры с рядом коммерческих структур и организаций, для которых управление подвижным составом является основным видом деятельности. В первую очередь это «Первая грузовая компания», «дочка» РЖД. Мы ведем переговоры с «Трансгарантом», «Трансрегионом», с целым рядом компаний, чтобы они под нас закупали подвижной состав или гарантировали нам предоставление подвижного состава в долгосрочной перспективе на взаимовыгодных условиях. По некоторым видам подвижного состава у нас уже есть договоры, в том числе с «Первой грузовой компанией».
- Какое место в целом железнодорожный транспорт занимает в логистической системе РУСАЛа?
- Фактически все грузы алюминиевых и глиноземных заводов приезжают и уезжают железнодорожным транспортом, поэтому так или иначе это не менее 99% грузов. Но правильнее было бы говорить, что железнодорожный транспорт не является единственным - ведь сначала груз идет по морю на теплоходах, затем переваливается в портах с теплохода на железную дорогу, и уже по железной дороге доезжает до места. Обойти железную дорогу, чтобы привезти-увезти груз на наши заводы, невозможно.