Рейтинг@Mail.ru
Атомные ледоколы возвращаются к атомщикам - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атомные ледоколы возвращаются к атомщикам

Читать ria.ru в
Государственная корпорация Росатом, собирающая под свою крышу все структуры, имеющие "ядерный ген", сегодня приросла морской собственностью. 27 августа в Мурманске подписан акт о передаче судов с ядерными энергетическими установками.

Татьяна Синицына, обозреватель "РИА Новости".

Государственная корпорация Росатом, собирающая под свою крышу все структуры, имеющие «ядерный ген», сегодня приросла морской собственностью. 27 августа в Мурманске подписан акт о передаче судов с  ядерными энергетическими установками, а также судов атомного технологического обслуживания в ведение компании «Атомфлот», входящей в систему Росатома.

Последнее время атомный ледокольный флот находился в доверительном управлении компании «Мурманское морское пароходство», которое опекало корабли с 1998 года, по договору с правительством. Но вот ледокольный флот  вернулся к тем, кто его создавал, к атомщикам. Теперь восстановлен единый транспортно-технологический комплекс, решающий задачи, связанные с эффективной эксплуатацией атомных ледоколов в государственных интересах развития и освоения  российского Севера.

Предпринятый кардинальный шаг справедливо назвать спасительным для уникального флота. Маячила перспектива потерять могучие ледоколы, без которых великой морской державе, прилегающей к Северному Ледовитому океану, просто не обойтись. Рожденные в ХХ веке, атомоходы стареют: два из 9 – уже на приколе, без дела оказался и самый совершенный в мире океанский лихтеровоз «Севморпуть». По мнению специалистов, ресурс действующих атомных ледоколов на исходе. Если не предпринимать мер, то к 2019 году рабочую форму сохранит только новый ледокол «50 лет Победы».

Эксперты оценивают программу возрождения атомного ледокольного флота России примерно в 90 млр рублей. Сумма солидная, но вполне оправданная. Ледокольные колоссы – олицетворение  лидирующего российского присутствия в Арктике. Глава Росатома Сергей Кириенко убежден, что «без развития атомного ледокольного флота Россия потеряет свой потенциал в Арктике». Допустить этого государство, конечно, не может, тем более что «арктические акции» сегодня столь высоки в цене. Сказочные сырьевые ресурсы Арктики стимулируют аппетиты многих держав: США, Канада, Дания, Норвегия, Япония, Китай спешно строят новые мощные ледоколы.    

Главной задачей российских ледоколов остается проводка транспортных судов (в том числе – иностранных) по Северному морскому пути, длина которого, от Мурманска – до Владивостока, 8 тысяч морских миль. В холодный сезон, когда суровая природа «закрывает» Арктику тяжелыми полярными льдами, навигационный «ключ» для прохода через них есть только у ледоколов. Благодаря им обеспечивается круглогодичный грузопоток по Северному морскому пути. В Западную и Восточную Сибирь доставляются грузы для жизни и работы, обратно идет продукция горнорудной промышленности, лесоматериалы, нефть и пр. Сейчас грузоперевозки на этом маршруте составляют до 2 млн тонн. Однако к 2020 году они возрастут до 50 млн тонн, поскольку активизируется освоение углеводородных месторождений на Ямале и в Тимано-Печерском бассейне.

Еще один важный смысл ледокольного флота – экспедиционные научные рейсы, связанные с исследованием полярных широт. Российский ледокол «Арктика» стал первым кораблем, достигшим Северного полюса (1977 г.). В трудные времена социально-экономических реформ ледоколам приходилось  зарабатывать деньги на туризме, устраивая  коммерческие прогулки к Северному полюсу.

Обеспечивая будущее ледокольного флота, правительство внесло беспрецедентные поправки в текущий годовой бюджет, выделив Росатому на  развитие «морского» направления 800 миллионов рублей. Половина суммы уже получена и пущена в дело. Для начала будет повышено жалование всех уровней «плавсостава» на ледоколах, это – шаг к решению кадровой проблемы. На работу будут приглашаться моряки, ранее служившие на конверсированных атомных подлодках, выпускники физико-технических вузов и училищ. В перспективе Росатом намерен готовить кадры в специализированном атомном университете, который создается ныне на базе московского МИФИ (Московский инженерно-физический институт).

На фоне оптимистических перспектив, открывшихся ледокольному флоту, стоит вспомнить о его блестящем прошлом. Двухмачтовый ледокол «Ленин» стал первым в мире гражданским судном, имеющим на борту ядерную силовую установку. Его спустили на воду в 1959 году. В создании «первенца» участвовали 510 организаций и предприятий страны. Ледокол сыграл огромную роль в развитии «мирных» ядерных программ, доказав надежность и безопасность судовой атомной энергетики. Ледокол «Ленин» был списан по истечении 30 лет безупречной работы и сейчас стоит у мурманского причала, дожидаясь мемориального статуса. Росатом обещает уже в сентябре выполнить весь комплекс дезактивационных работ и сдать «пенсионера» мурманским властям, под Музей покорения Арктики.

Вслед за «Лениным» в водах Северного Ледовитого океана появился атомоход «Арктика». Это было более мощное судно, с двумя реакторами на борту, по 50 МВт каждый. Дальше, один за другим,  ледокольный флот пополнили суда «Россия», «Сибирь», «Советский Союз», «Ямал». В 1989-90 годах, на финских судоверфях (Wartsila), по заказу, были построены двухосадочные атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», способные входить в устья рек. Последний атомоход «50 лет Победы», и до сих пор остающийся крупнейшим в мире, строился дольше всех, с 1989 по 2007 год, став «заложником» процесса преображения советской России – в Россию демократическую.

По информации Росатома, в будущем году завершается проект ледокола с реактором нового типа. Это будет отечественный корабль класса «океан-река», способный заходить в глубоководные устья сибирских рек. Судно спустят на воду в 2015 году.

Атомный ледокольный флот, поддержанный в кризисный момент государством, не собирается вечно «висеть» у него на шее. «Не только получать дотации от государства, но и самим генерировать прибыль, необходимую для развития. Этого можно достичь, прежде всего, за счет устранения практики бесплатного пользования услугами ледокольного флота при прокладке Северного морского пути», - так сформулировал ближайшую коммерческую цель Сергей Кириенко.

Установившаяся практика такова, что судам оплачивается только функции перевозки грузов, но сам акт разрушения ледового поля, функция «пробивки» дороги для транспортных караванов идет не в счет,  это – нечто вроде  дарового «побочного эффекта». Между тем, атомные ледоколы – и «мускульная» сила, разрезающая льды, и гарант безопасности для всех судов, курсирующих по Северному морскому пути. Получив в свое распоряжение атомные ледоколы, Росатом намерен ввести систему сборов за предоставление инфраструктурных услуг государства, связанных с обеспечением прохода по Северному морскому пути.

«Атомфлот» одновременно станет и операторской компанией по эксплуатации плавучих атомных станций (ПАЭС), первый образец которых создается в Северодвинске. Ледоколы и ПАЭС роднит один тип ядерных установок. Как предполагается, «Атомфлот» в перспективе может стать заказчиком и полноценным куратором плавающих атомных станций, который бы обеспечивал весь их жизненный цикл и назначение.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала