Представьте себе, что война в Южной Осетии выглядит вот как. Грузинские залповые системы стреляют по городу не снарядами, а специальным клейким веществом, которое моментально запаковывает все здания тонкой, но сверхпрочной пленкой в мелкую дырочку. Оказавшиеся внутри люди могут дышать, но не могут стрелять. Осетинские ополченцы, которых еще не удалось таким образом нейтрализовать, встречают грузинские танки огнем - но во врага летят не пули и гранаты, а спрессованные сетки. Достигая своей цели, гигантские авоськи из сверхпрочного материала парализуют живую силу и технику противника. Тем временем российская авиация начинает бомбардировку грузинских позиций - вот только бомбы никого не убивают, зато очень сильно воняют. От этого подавляющего боевой дух запаха хочется зарыться в землю. Но хитрый противник достает из кармана специальный минипротивогаз и продолжает наступать. Тогда следующее звено самолетов заливает местность ледообразующей жидкостью. Грузинские солдаты не могут и шагу ступить, чтобы не упасть. Одни весело катятся с горки, другие безуспешно пытаются взять обледеневшую стратегическую высоту. Хваленые американские ботинки скользят, ноги разъезжаются. Тем временем по грузинскому агрессору наносится контрольный удар - на этот раз специальным газом, который в считанные минуты разъедает швы на воинском обмундировании и посрамленный противник возвращается в свой Тбилиси в чем мать родила.
Спустя несколько часов на места завершенных боевых действий высаживаются гвардейцы Шойгу и в считанные дни очищают местность от последствий войны. Полиэтилен разрезают и отправляют на переработку, веревочные сети распутывают и раздают местному населению, чтобы белье сушить, люди отправляются сначала в столовую, а потом на психреабилитацию, местность, загаженная химией, обрабатывается нейтрализующими растворами. Журналисты, которые тут же мешаются под ногами, даже не спрашивают военных о потерях - их нет и быть не может.
Весь этот «пейнтбол» называется «войной с применением оружия нелетального действия (ОНД)». Фантастика? Пока да. Но если генералы всей земли усиленно попыхтят, эта сказка очень скоро может стать былью. Американские генералы уже пыхтят вовсю. Европейские тоже. А наши - как-то не очень.
Первым на тему non-letal-weapons фантазировал еще Курт Воннегут в своей «Бойне номер пять». С тех пор разговоры об этом ведутся все громче и уже всерьез. Первые образцы ОНД давно используются во всем мире, но пока они имеют, в основном, полицейские функции: это водометы и звуковые сирены для разгона демонстраций, электрошоковые пистолеты, шумовые гранаты, дымовые шашки, резиновые пули, временно парализующие газы, иногда - сеткометатели. Однако специалисты считают, что, по сравнению с нелетальным оружием будущего, все эти игрушки выглядят примерно так же, как копье индейца на фоне установки «Град».
Мощным толчком к движению военной мысли в этом направлении стала эпоха крупных терактов, во время которых многие государства мира столкнулись с проблемой неэффективности обычных средств вооружения. Как можно ядерной или просто бомбой воевать на своей территории против терроризма или, например, сепаратизма? Или вести миротворческую операцию. Можно, конечно, но ценой большой крови мирного населения. А при помощи ОНД - в легкую. Отморозок-одиночка захватил в заложники женщину и требует самолет? Один залп клеевым зарядом, агрессор нейтрализован и отправляется в баню. Террористы захватили театральный центр? Из кондиционеров поплыл усыпляющий газ (безвредный, а не тот, что был применен при штурме «Норд-Оста») и вот террористы сладко чмокают во сне, а потом просыпаются на электрическом стуле. Мятежная провинция, бряцая оружием, выходит из подчинения федерального центра? На следующий день на основные базы боевиков падают бесшумные бомбы, из которых выползают специальные тараканчики, которые питается исключительно взрывчаткой. Или электроникой. Еще через день боевики обнаруживают, что воевать им нечем. В результате всего одной бомбы-вонючки хватает, чтобы эти нехорошие люди сдались на милость победителя. А жучок, сожрав все оружие, тихо погибает от голода.
В не самой бестолковой стране мира под названием США концепция оружия нелетального действия утверждена еще в 1993-м году. Создан специальный координирующий орган, под руководством которого ведутся широкие исследовательские разработки. Уже изобретен «термический пистолет», выстрел которого на короткое время разогревает температуру тела противника до 40 градусов по цельсию и отбивает у него всякое желание воевать. А совсем недавно Пентагон провел сертификационные испытания так называемой Active Deniel System (Система активного отбрасывания). Эта штука представляет из себя мощный СВЧ-излучатель, который в радиусе пятисот метров заставляет все живое испытать краткое шоковое состояние и желание бежать без оглядки. Уже даже придумано веселенькое название такому воздействию - «goodbye effect». Сможет ли противостоять этому эффекту сколь угодно патриотическая и смелая армия? Сомневаюсь.
В конце 90-х очухался и Старый свет. Европейская рабочая группа по нелетальному оружию (EWG-NLW) уже десять лет терзает по этому поводу лучшие научные мозги мира. На регулярный Европейский симпозиум по ОНД съезжаются представители 160 стран. Обсуждаются самые разные аспекты нового оружия - начиная от его боевой эффективности и заканчивая правовыми и экологическими аспектами его применения. Мнения звучат разные, но все сходятся в одном - несмотря на все возможные недостатки, несмертельное оружие - все-таки гораздо гуманнее, чем смертельное.
В России серьезный интерес к ОНД пока проявляет лишь кучка энтузиастов из МГТУ им. Н.Э.Баумана и полунаучной организации РАЕН - той самой, куда Рамзана Кадырова академиком зачислили. Я, наверное, человек совсем бестолковый, но почему-то меня такое положение вещей напрягает. Как писал один веселый поэт: «Слева винтовка и справа винтовка - я себя чувствую как-то неловко».
Тут один опальный олигарх, глядя из своего израильского далека на войну в Южной Осетии, высказал мнение, что современная война - это война не пушек, а интеллектов. Неглупая мысль, между прочим - можно было ее и украсть. Но наши генералы - они люди простые и честные. Они глухи ко всему, что не летает, не взрывается и не погибает. Сдается мне, что в стенах Минобороны уже давно окопался противник и ведет там подлую войну нелетального типа. Главная боевая задача - подавить у военного руководства волю к саморазвитию. Пока получается.