МОСКВА, 25 авг - РИА Новости. Минфин РФ признал целесообразность перехода на единую ставку НДС с целью упрощения администрирования этого налога и провел свои расчеты по единой ставке в диапазоне от 10% до нынешних 18%, говорится в проекте бюджетной стратегии до 2023 года.
Минфин внес документ в правительство в минувшую пятницу, сообщил РИА Новости источник в кабинете министров. В понедельник министерство опубликовало стратегию на своем официальном сайте.
В качестве приложения к документу приводятся вопросы перехода к единой ставке НДС и установления ее величины на уровне ниже действующей величины налоговой ставки.
С помощью расчетов и конкретных вариантов Минфин доказывает в документе, что "в условиях российской экономики, являющейся относительно небольшой по своей емкости и открытой, существует высокая вероятность того, что эффект от снижения ставки НДС как для увеличения финансовых ресурсов предприятий, в том числе обрабатывающей промышленности, сокращения доли теневого сектора, повышения инвестиционной активности в стране, так и повышения качества администрирования налога будет незначительным".
Для повышения собираемости налога гораздо более предпочтительным для Минфина выглядит, в частности, введение процедуры добровольной регистрации налогоплательщиков НДС, а также "оптимизация перечня освобождений от НДС и дальнейшее совершенствование механизмов применения нулевой налоговой ставки;
внедрение метода начисления при неденежных расчетах".
"Кроме того, представляется целесообразным осуществить переход на единую ставку налога, что будет способствовать упрощению администрирования НДС и сокращению существующих диспропорций в российской экономике", - говорится в документе.
В настоящее время в РФ действует три ставки НДС - нулевая для экспортных операций, льготная в 10% - для операций по реализации социально-значимых товаров и базовая в 18% - для всех остальных операций.
Минфин обращает внимание, что единая ставка представляет собой повышение ставки в отношении тех товаров, которые в настоящее время облагаются НДС по ставке 10%.
За унификацию ставки на уровне 12% весной выступило Минэкономразвития. Впоследствии в качестве варианта оно предложило сохранить 10%-ную ставку и при этом снизить базовую ставку до 14%.
НДС - 12%, а НДФЛ - 19,5%?
Следует особо отметить, пишет Минфин в проекте стратегии, что установление единой ставки НДС на уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и потерям бюджетной системы в размере до 1,5% ВВП.
Чтобы поддерживать те же расходы, властям (в условиях 2007 года) пришлось бы либо поднять ставку налога на прибыль с 24% до 31%, либо повысить НДФЛ с 13% до 19,5%, либо поднять ЕСН с нынешних максимальных 26% до 34-36% в зависимости от изменения шкалы регрессии. Или же, как вариант - в три раза поднять уровень налогообложения акцизами, подсчитали в Минфине.
"В связи с этим принятие решения о переходе к единой пониженной ставке налога на добавленную стоимость необходимо осуществлять с учетом всех перечисленных последствий этого шага, имея в виду, что в условиях значительных бюджетных потерь положительные эффекты от такого решения с точки зрения создания стимулов для социально-экономического развития являются неочевидными", - отмечается в документе.
Минфин приводит расчеты по тому, как бы менялись доходы бюджета от установления ставки в диапазоне от 10% до 18%. По оценкам министерства, положительное влияние было бы только при установлении единой ставки на уровне 17,5-18%. В случае с 18% это дало бы 0,3% ВВП допдоходов , с 17,5% - 0,12% ВВП.
В остальных случаях падение доходов было бы на уровне от 0,06% ВВП (при ставке в 17%) до 2,56% ВВП (при ставке 10%).
При единой ставке НДС в 12% выпадающие доходы оцениваются Минфином в объеме 1,84% ВВП (или 949,3 миллиарда рублей в 2009 году, в 2010 году - 1,091 триллиона рублей и в 2011 году - 1,247 триллиона рублей).
Даже при самых максимальных допущениях (с учетом расширения налоговой базы по другим налогам и тому подобное) сокращение налоговых поступлений в условиях показателей 2009 года составит 1,1-1,3% ВВП, подсчитали в Минфине.