Два корабля НАТО вошли в акваторию Черного моря для обеспечения проведения гуманитарной акции по доставке грузов Грузии, сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в военно-морских кругах Турции.
Международные проливы – естественные проходы, соединяющие части открытого моря (или исключительных экономических зон) или часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства, используемые для международного судоходства и воздушной навигации.
Правила прохождения судами международных проливов определены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Правовой режим проливов, не являющихся международными, определяется законами и правилами прибрежного государства.
Требования Конвенции ООН по морскому праву, касающиеся международных проливов, не затрагивают правового статуса вод, находящихся за пределами территориальных вод государств, граничащих с проливами (таких как исключительные экономические зоны и открытое море).
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, в проливах, используемых для международного судоходства, соединяющих одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда, военные корабли и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода.
Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоной и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
В проливах между частью отрытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства применяется режим мирного прохода.
Проход иностранного судна считается нарушающим мир, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: применение силы против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Но это положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. В таком проливе применяется мирный проход.
Отличие права транзитного прохода от права мирного прохода заключается в том, что мирный проход распространяется только на судоходство, а транзитный проход предусматривает также право пролета летательных аппаратов над территориальными водами прибрежных государств.
При осуществлении права транзитного прохода суда воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку быстрого и непрерывного транзита, за исключением случаев, когда она вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.
Прибрежные государства могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу судов через проливы, в отношении: безопасности судоходства и регулирования движения судов; предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; недопущения рыболовства; погрузки или выгрузки товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.
Такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, их применение не должно приводить к ущемлению права транзитного прохода.
Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих эти проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.
Нормы, регулирующие режим международных проливов, не затрагивают положения тех проливов, правовой режим которых определяется относящимися к ним специальными международными соглашениями или международными обычаями, относящимися к этим проливам (Балтийские проливы, Черноморские проливы).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников