Михаил Маргелов, глава международного комитета Совета Федерации, специально для РИА Новости
Официальные российские лица на протяжении нескольких лет предупреждали: Россия – не та, что была в 90-х годах и готова защищать свои национальные интересы. Все слушали, но так, чтобы очень всерьез, заявления эти, кажется, не принимали. Теперь Россия показала, что в состоянии не только заявлять, но и делать. В ответ на геноцид, осуществленный армией Грузии в Южной Осетии, Россия пришла на помощь своим миротворцам.
Столкнувшись с регулярными российскими частями вооруженные "всем миром" джигиты Саакашвили и его наемники бежали, бросая города, оружие и технику. План "Чистое поле" провалился.
Стрельба закончилась, идет дипломатическая перепалка. Растерянные покровители грузинского президента пришли в себя и стали наступать. Об убитых миротворцах и погибших полутора тысячах мирных осетин, то есть о геноциде, не говорят ни слова. А говорят, что Россия напала на Грузию. Выходит, кровь косовских албанцев дороже крови осетин. Утверждают, что Россия якобы нарушила международное право. Но такого рода прецеденты создала не она. Взять хотя бы недавнюю историю с двумя похищенными пехотинцами израильской армии.
Критика России - вполне ожидаемая реакция на события, прежде всего, "терзаемых предвыборной тревогой" США. Случилось, что они на минуту оставили своего неуравновешенного союзника без надзирателя. Теперь им приходится отстаивать сталинскую политику ассимиляции малых народов Кавказа. И никакие аргументы на них не действуют. Но громче всех кричит европейская лимитрофия, этот "третий мир Европы", страны, которые длительное по историческим меркам время не имели своей государственности. И их внешнеполитические традиции – не более чем сервильность по отношению к тому или иному суверену. Так что слушать их необязательно, ведь за пустой трескотней можно пропустить дельные точки зрения. А они есть, прежде всего, у стран Старой Европы, которые, согласен с экспертами, как и Россия, не потерпели бы геноцида возле своих границ.
А еще говорят о давлении, которое якобы ждет теперь Россию. Конкретно – о членстве в восьмерке, об олимпиаде в Сочи, о присоединении к ВТО. Вынесу за скобки олимпиаду. Эксперты заметили, что одному спортивному празднику, олимпиаде в Пекине, Саакашвили уже нанес удар. Олимпийская информация из-за проказ грузинского президента до сих пор в хвосте новостных программ. Когда говорят о давлении, подразумевают – было хорошо, а станет плохо. Применительно к нашим отношениям с Западом эта формула не работает. Потому что в последнее время эти отношения особо хорошими никто и не считал.
Скажем, термин стратегическое партнерство с США практически вышел из употребления. Одни пишут об избирательном сотрудничестве, а другие даже о политике сдерживания России. Переговоры о присоединении к ВТО идут, но продвигаются с натугой. Подготовка нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом неоднократно срывалась, то из-за гнилого польского мяса, то из-за Европейской энергетической хартии.
Исключить Россию из тех международных организаций, в которых она состоит не так-то просто. Не уверен, что призывы США найдут здесь единодушную поддержку. На какую-то дружную антироссийскую коалицию Вашингтону рассчитывать не следует. Пример Турции, закрывшей проливы для американских судов, это подтверждает. Подтверждает и заинтересованное посредничество Франции и Германии. Изолировать Россию также вряд ли удастся – глобализация на дворе, а также борьба за энергетическую безопасность. И, кроме того, в мире есть много проблем, которые без участия России решить не смогут даже США. К тому же, в США немало политиков, которые знают, что сильная Россия не значит страшная. И хотят вывести российско-американские отношения из тупика. Споры же по поводу изоляции России раскалывают действующую администрацию США.
Уместно здесь сказать и том, что впервые за последние десять лет Международное движение афро-азиатской солидарности, забытое было "движение неприсоединения", полностью поддержало Россию. Во-первых, в этих странах хорошо знают, что такое геноцид. А во-вторых, косовский прецедент страшен не только для Европы, но также для стран Азии, Африки и мусульманского мира. В мире сейчас свыше двухсот конфликтов на почве государственной целостности. В свое время Европа забыла о Восточном Тиморе и воспроизвела его в косовском прецеденте. "Неприсоединившиеся" страны историю помнят – азиатские цивилизации живут тысячелетиями.
Конечно, российской дипломатии придется настойчиво разъяснять, что на самом деле произошло в Южной Осетии, ставить на ноги, как сказал бы Карл Маркс, "перевернутый образ существующего мира". Тем более что Запад уже пресытился передержками своих СМИ. Думаю, о геноциде надо издать Белую книгу, а компетентным органам тщательно подготовить доказательные материалы. Российская делегация в ПАСЕ обязательно поставит вопрос о геноциде осетин. Грузия нарушила фундаментальное право человека – право на жизнь. Россия же, защитив осетин, реализовала "право народов на освобождение от предельного деспотизма". Так что грузинское руководство не разделяет европейские ценности, и мы постараемся в Страсбурге это доказать. Разумеется, там нас ждут не легкие дискуссии. Но за нами спасенные российской армией жизни мирных осетин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
16:06 18.08.2008
(обновлено: 15:39 26.05.2021)
Сильная Россия не значит страшная
© Иллюстрация РИА НовостиСтрельба закончилась, идет дипломатическая перепалка
© Иллюстрация РИА Новости
Читать ria.ru в
Официальные российские лица на протяжении нескольких лет предупреждали: Россия – не та, что была в 90-х годах и готова защищать свои национальные интересы. Все слушали, но так, чтобы очень всерьез, заявления эти, кажется, не принимали.