Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии, специально для РИА Новости
Тем, кому кажется, что победа в войне куется только на полях сражений, хотелось бы напомнить недавнюю историю. Да, великая победа в Отечественной войне была бы невозможна без защитников Москвы и Сталинграда, тех, кто брал Берлин. Но уже в процессе и сразу после окончания военных действий разворачивалась не менее ожесточенная битва за международное признание результатов этой военной победы на дипломатическом фронте, в Ялте и Потсдаме.
Когда военный успех России в вооруженном конфликте с Грузией, казалось бы, бесспорен, очень важно добиться максимального закрепления изменившегося статус-кво дипломатическими методами. А это будет непросто. Давайте не обманывать самих себя: другая сторона оказалась в сложном положении. Сейчас в информационном пространстве разворачивается дискуссия: в какой степени руководство США было в курсе планов Саакашвили. Высказываются предположения, что грузинский лидер предпринял эту авантюру чуть ли не на свой страх и риск. Я лично не могу себе представить, чтобы планирование этой операции и тем более развертывание войск могло производиться в тайне от сотен американских советников, которые занимают целый этаж в министерстве обороны Грузии. И если в битве за Цхинвали нам противостояли только вооруженные силы Грузии, то в разворачивающейся дипломатической битве за то, чтобы обесценить российский успех нам будет противостоять значительно более сильный соперник – Соединенные Штаты вместе с их сателлитами в Восточной Европе. Те, кто сейчас кинулся поддержать Саакашвили в Тбилиси, воспринимают его разгром как собственное поражение и будут биться до конца, пока что в информационных боях и на дипломатическом фронте.
Президент Медведев совершенно справедливо сказал: Россия считает, что вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии должны решать сами народы этих стран и никто больше. Но при этом подчеркнул, что суверенный статус республик должен быть утвержден в рамках устава ООН. То есть мы не собираемся повторять абсолютно противоречащие этому уставу действия США и некоторых европейских стран по одностороннему признанию Косово. Но надо отчетливо понимать, что это будет долгий и очень непростой процесс в рамках Генеральной Ассамблеи и прочих структур ООН.
Казалось бы, куда торопиться. Находящиеся сейчас в Южной Осетии и Абхазии российские воинские контингенты надежно обеспечивают их безопасность на долгий период. Но все дело в том, что их численность далеко выходит за рамки допустимой численности миротворцев по действующим соглашениям 1993 года по Южной Осетии и 1994 года по Абхазии. В то же время, пока суверенитет этих территорий не будет признан де-юре, мы не можем заключить легитимный договор о взаимной помощи и обороне с этими странами и на его основании держать в них усиленный воинский контингент. Напомню, что в плане Медведева - Саркози содержится наше обязательство вывести все российские воинские контингенты, кроме миротворцев, из зоны конфликта.
Выход из подобной ситуации в свое время, в 1972 году, нашли американские законодатели. Когда Вашингтон признал КНР и отказал в международной легитимности Тайваню, конгресс США принял внутренний закон «О взаимоотношениях с Тайванем», в котором дал все гарантии, в том числе и военные, тайбэйскому правительству. В сложившейся правовой коллизии российскому парламенту необходимо как можно скорее принять подобного рода закон, а потом уже спокойно и методично добиваться признания Южной Осетии и Абхазии международным сообществом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции