МОСКВА, 18 авг - РИА Новости. Россия подошла к необходимости обеспечить пенсионеров достойными доходами, а для этого придется отказаться от нереалистичных планов по снижению налогов - именно такой вывод следует из подготовленного Минфином финансового плана до 2023 года.
Вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин рассказал журналистам про основные параметры долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 года, в которой достаточно четко указал не только на отсутствие ресурсов для снижения налогового бремени, но и привел веские аргументы по необходимости повышать налоги в РФ.
"Вопрос - если мы хотим достойные пенсии, достойное здравоохранение и образование, что нам предпринять? Конечно, нам придется повышать налоги, нам придется повышать доходные источники. Мы стоим на черте, за которой дальнейшие вложения в эти сектора и повышение пенсий потребуют увеличения налогового бремени. Можно не повышать налогового бремени, но оставить все как есть", - начал он свою презентацию.
Кто против Минфина - тот против пенсий?
В мире по мере роста ВВП на душу населения и увеличении качества жизни растут требования к образованию и здравоохранению, заметил Кудрин. Так как демографическая ситуация ухудшается из-за стареющего населения, указал он, налоговая нагрузка в странах ОЭСР, например, увеличивается. "Это неизбежная тенденция с ростом расходов государства на поддержание качества жизни", - подчеркнул министр, коротко отметив, что уж что-то, а здравоохранение и образование в РФ нуждаются в более чем большой финансовой поддержке.
Паниковать же по поводу роста налоговой нагрузки не стоит, считают в министерстве финансов. Налоговая нагрузка в РФ без учета нефтегазового сектора низкая, сказал министр. И привел в доказательство данные, по которым налоги на потребление, социальные платежи и подоходные налоги в России существенно ниже чем в других, сопоставимых по условиям развития с нами странах.
Минфин же ставит вопрос с пенсиями очень широко: недостаточно финансировать их по остаточному принципу, время от времени кидая добавки пенсионерам.
В своем финплане Минфин настаивает на постоянном росте пенсий вслед за повышением зарплат: для этого предлагается установить уровень коэффициента замещения (соотношение средней зарплаты к средней пенсии) на уровне 30% и держать эту планку.
Проблема в том, что накопительная часть пенсий более-менее приемлемого уровня появится только после 2022 года. РФ же как-то должна пережить период, когда накопительной части еще нет, но пенсии должны быть высокими, указывают в Минфине.
Между тем, федеральный бюджет из-за падения нефтегазовых доходов может стать дефицитным уже в 2014 году - и тогда придется наращивать заимствования и тратить резервы из нацфондов, свидетельствуют расчеты Минфина.
Без повышения ЕСН не обойтись
По словам Кудрина, Минфин предлагает с 2010 года провести индексацию шкалы ЕСН, повысив пороги, за которыми действует регрессия, почти в четыре раза. Логика очевидна: этот налог, как известно, призван обеспечивать финансирование внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования). Но шкала не индексировалась с 2005 года, и постепенно налоговое бремя по этому налогу снижается, хотя фондам и так не хватает денег.
Фактически индексация проводится так, чтобы восстановить налоговое бремя на предприятия на уровне 2005 года, уточнил Кудрин.
Одновременно Минфин предлагает ввести обязательный дополнительный взнос на накопительную часть пенсии (помимо ЕСН) для работников моложе 1967 года рождения. Взнос предлагается брать с самого работника в размере 3% с налогооблагаемой зарплаты. Это позволит молодым накопить себе больше пенсионных прав в госсистеме (сами-то граждане пока не слишком самостоятельны и дальновидны), а государству - даст ресурс для дополнительного финансирования текущих пенсий, продолжил вице-премьер.
С 2013 года предполагается также перенести взнос на накопление досрочных пенсий на тех работодателей, которые используют такой труд. Сейчас за досрочные пенсии приходится расплачиваться всем работодателям, уточнил Кудрин.
Также Минфин в финплане ориентируется на то, что фонд национального благосостояния надо расходоваться на пенсии: утвердить постоянный трансферт из него в размере 0,6% ВВП в год.
Несмотря на все это и федеральный бюджет не останется в стороне от пенсий и будет увеличивать трансферты в ПФР. Помимо такого трансферта, бюджет также выделит средства на валоризацию пенсий - то есть пересчет пенсий старшему поколению с учетом роста зарплат экономики. На валоризацию (ее, кстати, предложил Минзравсоцразвития, а Минфин согласился) потребуется 418 миллиардов рублей и прибавка по ней в среднем составит 940 рублей в 2010 году. Минфин готов обеспечить такой трансферт из бюджета, сказал Кудрин.
Но с 2020 года ресурсов пенсионной системе все равно хватать не будет и придется повышать ставку ЕСН на три процентных пункта, уверены в Минфине.
Если же ничего не делать, сохранить ЕСН и зафиксировать объем поддержки пенсионной системы на существующем уровне, то коэффициент замещения уменьшится с 26,2% в 2010 году до 12,5% в 2023 году, предупредил Кудрин. Иными словами, средняя пенсия в РФ к 2023 году будет едва больше 12% от средней зарплаты.
А вот реализация предложений Минфина приведет к тому, что уже в 2010 году средняя пенсия будет выше почти на 70% прожиточного минимума пенсионера, в 2013 году - в два раза, в 2016 году - в 2,5 раза. В 2030 году Минфин предполагает повышение уровня пенсии до пятикратного прожиточного минимума, а в 2050 году - до десятикратного размера, подсчитали в министерстве.
"Нам просто повезло с фондом нацблагосостояния!"
Во всем мире уровень пенсий регулируется простой формулой, которая связывает пенсионный возраст и пенсионный взнос. Минздравсоцразвития, исходя из ограниченности ресурсов бюджета РФ на фоне падения темпов роста нефтегазового сектора, предложило поднять ставку ЕСН до 34% с 26%, сообщил журналистам источник в Минфине. При этом ЕСН предлагается взимать только с годовой зарплаты до 407 тысяч рублей, а дальше - нулевая ставка.
Однако этот вариант вместе с валоризацией не даст удержать коэффициент замещения на уровне 30%, а только замедлит его падение, подсчитали в Минфине.
Там уверены, что поскольку источники финансирования пенсий с коэффициентом замещения на уровне 30% найдены, теперь Минздравсоцразвития согласится с предложениями Минфина.
"Нам просто повезло, что у нас есть фонд национального благосостояния и резервный фонд - как "подушка безопасности" на эти годы, когда у нас нужно укреплять финансовую систему, иметь стабильность и иметь запас прочности", - констатировал Кудрин. Именно благодаря нацфондам, пояснил он, удастся смягчить рост налогового бремени.
Минфин же в поиске дополнительных ресурсов для пенсионной системы посчитал еще вариант повышения пенсионного возраста - очень умеренного: по полгода каждый год, сообщил источник в министерстве. Причем мужчинам можно было бы по этим вариантам повышать в течение пяти лет до 62,5 года, а женщинам (которые все равно живут дольше) - или до 60 лет или тоже до 62,5 года (соответственно за 10 или 15 лет). По логике Минфина, при всей кажущейся непопулярности этой меры вряд ли еще молодая и энергичная женщина будет возмущаться, если ее назовут пенсионеркой не в 55 лет, а в 60 лет.
Зато для бюджета цена вопроса - не ниже 0,6% ВВП каждый год с 2015 года, подчеркнул источник. Такие средства явно не помешают для устойчивости системы, считает Минфин. Тем более, что это как раз тот самый дополнительный трансферт, который нужен пенсиям из казны помимо средств на валоризацию, ресурсов нацфонда, повышения ЕСН и индексации шкалы.
Пенсии for ever
Для тех, кто так и не понял, считает ли Минфин возможным снижение НДС хоть в какой-нибудь перспективе, Кудрин прокомментировал по пунктам, правы ли, по его мнению, сторонники снижения НДС.
Снижение ставки до 12% и компенсация выпадающих доходов бюджета нефтегазовыми поступлениями обеспечит дополнительную инфляцию на уровне 3,8 процентных пункта, пояснил он. Это ударит по ставкам и срокам кредитов, повлияет на инвестиционную активность. А в таких условиях не следует заблуждаться по поводу эффекта стимулирования экономического роста, полагает Кудрин.
"Коллеги, которые предлагают снижение налогов, по-видимому, считают, что можно сделать это за счет фонда национального благосостояния. Но он исчерпаем, и я считаю, что лучше его направить на другие цели", - также отметил он.
А если не замещать нефтегазовыми доходами, то надо или увеличивать другие налоги, или урезать расходные статьи по другим направлениям, рассудил Кудрин. Раз повышение ЕСН, по расчетам Минфина, потребуется и без снижения НДС, значит, придется сокращать какие-то расходы.
"Какие расходы сокращать? Продуктивные расходы: дороги, образование, здравоохранения. То, что нужно рынку с точки зрения качества рабочей силы и инфраструктуры?" - задал вопрос Кудрин. И уже более коварно предложил заплатить за снижение НДС "пенсиями, выплатами, социальными пособиями", которые тогда придется сохранить на нынешнем низком уровне.
"Здесь мы зажаты в реальные перспективы, в очень серьезные тиски. Поэтому когда говорят - давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств", - констатировал вице-премьер.
Так что России придется выбрать между пенсиями для самых незащищенных, работавших всю жизнь граждан, и поддержкой бизнеса, полагает глава Минфина. Он считает, что время, когда пенсионеры могли сидеть и "с интересом наблюдать за экономическим ростом" и улучшением жизни в стране - прошло. Когда-нибудь, добавил Кудрин, они должны задать властям вопрос: почему же когда у всех все так хорошо, у них - плохо?
"Я считаю, что сейчас ситуация подошла к критической", - заявил он.
Минфин намерен и дальше загадывать далеко вперед - пересматривая свой финплан на 15 лет каждые пару лет, а в 2010 году приступит к проработке финансового плана на 50 лет, сообщил Кудрин. Надо ли говорить, что и дальше приоритетом будут пенсии, финансирование которых, по мнению Минфина, должно стать главной задачей государства?