Рейтинг@Mail.ru
Турция примеривается к роли кавказского лидера - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция примеривается к роли кавказского лидера

Читать ria.ru в
Турция не стесняется пробовать себя в роли регионального лидера для всего Кавказа. Форс-мажорный, в связи с ситуацией в Южной Осетии, визит её премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву закончился не просто поиском путей урегулирования югоосетинского конфликта.

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

Турция не стесняется пробовать себя в роли регионального лидера для всего Кавказа. Форс-мажорный, в связи с ситуацией в Южной Осетии, визит её премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву закончился не просто поиском путей урегулирования югоосетинского конфликта. 

Из Москвы в Тбилиси Эрдоган прибыл уже с готовой инициативой по созданию «Пакта мира» для поддержания стабильности на Кавказе. Предлагаемый Эрдоганом «Пакт мира» представляется аналогом ОБСЕ в кавказском регионе. По словам турецкого премьера,  инициативу поддержали  и  Москва, и Тбилиси. На следующей неделе Эрдоган посетит Азербайджан. Не приходится сомневаться,  что и в Баку его инициатива найдет полное понимание.

К этому следует ещё добавить и просматривающиеся тенденции к налаживанию Анкарой отношений с Арменией. Это, пожалуй, самый  весомый аргумент в пользу авторства Турции по созданию на Кавказе «Пакта мира». Не хватает только Ирана, которого при всем желании трудно оставить вне кавказского региона.

Хотя – и в иранском вопросе Анкара сегодня занимает далеко не самую пассивную позицию. Причем отличную и от позиций европейских стран, задействованных в решении иранской проблемы, и от позиции США.  Во многом схожую с российской, хотя и не без оглядки на Белый дом и Запад.   Состоявшийся 14-15 августа визит президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада в Стамбул – как раз накануне вылета Эрдогана в Москву и Тбилиси - возможно, дополнительное подтверждение этому.

Ирано-турецкие отношения практически за всю историю двусторонних связей наиболее стабильными были в период 1925-1979 годы. Начало им положил пришедший к власти в 1925 году Реза Шах Пехлеви, находившийся под впечатлением от реформ основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка.  Но после исламской революции в Иране в 1979 году, покончившей с династией Пехлеви, отношения между странами ухудшились. В первую очередь «благодаря» доктрине основателя Исламской республики аятоллы Хомейни, предусматривавшей экспорт исламской революции в мусульманские страны.  И  на доктрину, и на Иран в целом  светский режим Турции   по понятным причинам  поглядывал не без опаски.  

Признаки стабилизации отношений начали проявляться  при иранском президенте-реформаторе Мохаммаде Хатами 1997-2004 годы. К тому же его президентство совпало с приходом к власти в Турции Исламской партии справедливости.
Президент-либерал с одной стороны и усиление исламских традиций и культуры в турецком обществе с другой подтолкнули Тегеран и Анкару к сближению позиций по региональным проблемам. Тем более, что по ряду из них интересы обеих сторон практически полностью совпадают. Например, Иран и Турция в решении курдского вопроса стоят на общей платформе, исключающей какую-либо форму курдской государственности.

Но сегодня Тегеран и Анкара очевидно не намерены довольствоваться совпадением политических позиций в ближневосточной проблематике. На первый план все заметнее выходят экономические интересы государств.
Особенно перспективным для обоих государств, казалось бы,  представляется газовая сфера. Иран – как обладатель громадных (вторых после России) запасов газа и Турция – как уникальнейшая возможность для его транспортировки в Европу.  Тем более,  что этот взаимный интерес сторон к газовому сотрудничеству подогревается ещё и тем  обстоятельством,  что нашумевший было газовый проект NABUCCO  явно пробуксовывает.

Да и сама Европа вроде бы была не против получить через Турцию иранский газ, альтернативный российскому, для чего, собственно, и создается NABUCCO. Немногим более года назад был подписан «Меморандум о намерениях» по вопросу транспортировки иранского и туркменского газа через территорию Ирана и Турции в Европу, Турция и Иран даже договорились о создании совместного предприятия по транспортировке этого газа. Но стоило тогда США косо посмотреть на подобные сделки Турции с Ираном, как Анкара заняла выжидательную невнятную позицию. 

Вопрос строительства газопровода официально не стоял в числе приоритетных в программе визита Ахмадинежада в Турцию. Для общественности преподносилось, что переговоры в основном коснутся ситуации вокруг иранской ядерной программы и двусторонних отношений. Но это - для общественности. 

По итогам межправительственных переговоров стороны подписали ряд документов общего характера. Но, как отметили наблюдатели, им не удалось достичь единства взглядов в главном – в вопросе строительства нового газопровода.  Анкара  уже рефлекторно оглянулась на Белый дом, и тот опять не дал отмашки.   

Впрочем, ряд турецких экспертов скептически относятся к предпринимаемым  Турцией шагам по выходу на газовый сектор Ирана. По их мнению, до тех пор, пока Иран будет находиться в зоне «режима санкций США», все инвестиции Турции в иранский нефтегазовый сектор будут ненавязчиво регулироваться Европой и блокироваться Белым домом. Турцию можно понять. Безусловный  член НАТО, безупречная репутация  на Ближнем Востоке, неоднократный кандидат в ЕС.

Кстати, с точки зрения европейцев или американцев, и роль лидера в  предлагаемой ею организации «Пакт мира» на Кавказе как нельзя лучше подходит к такому послужному списку. Единственное, что смущает – привычка оглядываться на Белый дом. На самом Кавказе к Турции как лидеру отнесутся поэтому явно по-разному.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала