Рейтинг@Mail.ru
Россия не хотела войны - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия не хотела войны

© REUTERSРазрушенный Цхинвали
Разрушенный Цхинвали
Читать ria.ru в
Дзен
Расчеты тех, кто давал указание снайперам в Южной Осетии в середине прошлой недели, полностью оправдались: запланированная после долгого перерыва встреча между представителями Грузии и Южной Осетии в Цхинвале для обсуждения урегулирования южноосетинского конфликта не состоялась. Грузинские военные вынуждены были ответить на обстрелы грузинских сел со стороны этих снайперов, в результате которых были убиты также и грузинские полицейские.

Профессор, доктор Эберхард Шнайдер.

Расчеты тех, кто давал указание снайперам в Южной Осетии в середине прошлой недели, полностью оправдались: запланированная после долгого перерыва встреча между представителями Грузии  и Южной Осетии в Цхинвале для обсуждения урегулирования южноосетинского конфликта не состоялась. Грузинские военные вынуждены были ответить на обстрелы грузинских сел со стороны этих снайперов, в результате которых были убиты также и грузинские полицейские. Грузинские военные не услышали требования  своего президента Михаила Саакашвили, сделанного в четверг по телевидению о том, чтобы не отвечать на огонь снайперов, поскольку Грузия не хочет предстать перед всем миром в качестве агрессора. Кроме того, Саакашвили заявил о своей готовности  согласиться с любой формой автономии для Южной Осетии. Слабые, насчитывающие только 1500 человек Совместные силы по поддержанию мира, находящиеся под руководством России, не смогли предотвратить перестрелки.

Южноосетинское руководство было недовольно Кремлем, поскольку Россия не признавала сепаратистскую республику, не говоря уже о возможном присоединении Южной Осетии в Российской Федерации. Нужно учитывать тот факт, что около 80% населения Южной Осетии – преимущественно это осетины иранского происхождения – получили от Москвы российские паспорта, и Россия поэтому была вынуждена вследствие своих собственных законов реагировать за пределами своей территории, поскольку она не хотела услышать обвинений в свой адрес о том, что она не способна защитить своих граждан.

Вопреки своим собственным предыдущим заявлениям Саакашвили поначалу согласился с планами военного завоевания Южной Осетии, которая территориально входит в состав Грузии, но население которой не хочет больше находиться в составе Грузии. Не принимая во внимание вопрос о судьбе гражданского населения, грузинские военные, по всей видимости, надеялись на то, что они смогут перекрыть Рокский тоннель - единственный проход из Северной Осетии в Южную Осетию. Они надеялись на то, что в результате этого Россия не сможет направить свои войска в Южную Осетию, однако сделать этого грузинским военным не удалось.

Россия реагировала в этой войне – войне, которую она не хотела, - очень жестко. Россия отбросила грузинские войска из Южной Осетии и установила между Южной Осетией и Абхазией своего рода cordon sanitaire (санитарный кордон (фр) – прим. переводчика) с таким расчетом, чтобы грузинские военные не могли вести обстрел территорий мятежных республик. Кроме того, Россия разрушает по всей территории Грузии ту инфраструктуру, которая представляла бы интерес для НАТО в случае вступления этой страны в альянс. Однако теперь вступление в НАТО стало весьма отдаленной перспективой. При упоминании вопроса об уничтожении военной инфраструктуры и структуры оборонной промышленности речь идет, судя по всему, о тех объектах, которые были созданы еще во время Советского Союза. Российские офицеры старшего поколения не хотели бы, чтобы эти объекты оказались в распоряжении НАТО.

НАТО для многих в России продолжает оставаться либо противником, либо врагом, что обусловлено политико-психологическими причинами. Это связано еще и с тем, что НАТО продолжает существовать, тогда как Варшавский пакт был распущен. И теперь НАТО совершенно «наглым образом» пытается расшириться за счет тех стран, которые раньше входили в сферу влияния Восточного блока. Но и это еще не все – даже прибалтийские республики бывшего Советского Союза вступают в НАТО. И вот теперь еще и Грузия, а также одна из важнейших составных частей бывшего СССР Украина пытаются стать членами этого альянса. Это уже слишком для многих в Москве. И здесь не поможет и Совет НАТО-Россия в своем улучшенном варианте, который Москва рассматривала ранее как своего рода оправдывающий НАТО орган.

Южная Осетия не может быть ответом на Косово. Сербы изгнала сотни тысяч албанцев, тогда как из грузинских территорий Южной Осетии и из Абхазии были изгнаны 200 000 грузин. Проведение согласованной и мирной разделительной линии очень даже возможно, что подтверждается примерами Чехословакии и Черногории.

Если Саакашвили смог представить какие-то рациональные объяснения, то в результате этой войны критика в его адрес со стороны оппозиции может быть приостановлена и все сплотятся в порыве патриотизма вокруг своего президента. Далее, можно говорить о том, что российские войска в Южной Осетии и Абхазии дезавуировали себя как миротворцы, и они однозначно заняли позицию стремящихся к отделению территорий. И теперь Саакашвили пытается добиться более широкой интернационализации конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии. Саакашвили  постоянно обвинял Запад в том, что он, Запад, проявляет мало интереса к этому конфликту.

На сегодняшний день существуют планы, разработанные как Организацией Объединенных Наций, так и Германией, которые, с моей точки зрения, являются сбалансированными, но у которых очень мало шансов на то, чтобы быть реализованными. Самое резкое неприятие, чаще всего, исходит от руководства стремящихся к отделению республик, поскольку они представляют собой «черный дыры» в ситуации беззакония. Им инкриминируется торговля наркотиками, контрабанда оружием, а также мафиозные связи их лидеров с Россией. Так, например, товары из России у Рокского тоннеля облагаются только 3-процентной пошлиной, тогда как на других участках российско-грузинской границы эта пошлина составляет 25%. Здесь можно было бы легко найти компромисс: Южная Осетия и Абхазия оставались бы с точки зрения международного права в составе грузинского государства, а экономически они были бы полностью интегрированы с Россией. Таким образом эти республики входили бы в состав России при сохранении государственно-правового лица Грузии.

Следствием жесткого, если не сказать сверхжесткого ответа России в Грузии будет, по всей вероятности, увеличение числа граждан Украины, поддерживающих вступлении этой страны в НАТО, хотя сейчас количество сторонников этого шага составляет около 15%. Вероятно, члены НАТО теперь будут более склонны к тому, чтобы включить Украину в программу по реализации плана действий по подготовке к членству в НАТО, который предшествует собственно вступлению в альянс.      

Мнение автора может не совпадать с позицей редакции

Доктор Эберхард Шнайдер, профессор политических наук университета в Зигене, является специалистом по российской, а также украинской внутренней и внешней политике. Главный редактор Russland Intern Aktuell. Член совета с совещательным голосом центра EU – Russia Centre. Профессор Шнайдер является автором многочисленных публикаций и считается одним из наиболее авторитетных специалистов по России и Востоку в Германии.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала