МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Приход Дмитрия Медведева, самого молодого за последние 90 лет российского лидера, и сохранение во власти на второй позиции в государстве предыдущего президента Владимира Путина заставляло политиков гадать, насколько жизнеспособен этот тандем. Первые 100 дней их работы на новых постах показали: Медведев наращивает влияние в государстве, но не за счет Путина, чье слово, как показал пример компании "Мечел", по-прежнему дорогого стоит.
Однако рубежом для первой стодневки двух лидеров стали не принятие обещанного Медведевым в ходе его избирательной кампании общенационального плана борьбы с коррупцией и не попытки правительства побороть инфляцию даже ценой капитализации крупнейших компаний, обвиненных в монополизме на рынках. Кульминацией этих 100 дней стала успешно проведенная военная кампания в Южной Осетии, когда попытки грузинских военных взять под контроль непризнанную республику были остановлены российскими подразделениями.
Несмотря на опасения мирового сообщества, что конфликт между Россией и Грузией примет затяжной характер, российское руководство объявило о том, что спустя пять дней после начала операции ее цели были достигнуты, и продвижение российских войск было остановлено. Объявление о приостановлении операции было сделано Медведевым на встрече с военным руководством страны.
"Эта схема (Медведев-Путин) оказалась достаточно работоспособной и устойчивой, нет особых сбоев. Не оправдались опасения по поводу того, что это приведет к умалению института президентской власти", - сказал член Общественной палаты, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
Медведев - приобрел, Путин - не потерял
После инаугурации 7 мая Дмитрий Медведев переехал в главный кабинет страны в первом корпусе Кремля и получил все атрибуты президентской власти - штандарт, ядерный чемоданчик... Экс-президент, Владимир Путин, утвержденный премьер-министром РФ уже на следующий день после инаугурации, переехал в Белый дом, сохранив за собой личную охрану, помощников и резиденцию в Ново-Огарево.
Сформировав кабинет, Путин установил привычный для себя и для всех график работы.
По понедельникам место совещаний президента с членами правительства заняло заседание президиума правительства во главе с премьером. Суть мероприятия - обсуждение актуальных вопросов внешней и внутренней политики России с периодическим погружением в разные аспекты экономики - и его участники остались прежними. Рабочие встречи по-прежнему проходят в Ново-Огарево и иногда в Белом доме. Поездки по стране и за рубеж практически ничем (только внешней атрибутикой - штандартом и чемоданчиком) не отличаются от тех, которые были еще сто дней назад.
Субботнее заседание Совбеза РФ, как и раньше, проводит президент. Правда, теперь оно проходит в пятницу.
Медведев ничего своего в части построения работы выдумывать не стал, а начал работать по уже проверенному годами графику... Совещания, рабочие встречи, поездки, традиционная по средам встреча с премьер-министром.
Средства массовой информации, прежде всего телевидение, уделяют практически равное количество времени в информационном вещании и президенту, и премьеру. Данные "Гэллоп Медиа" показывают, что телерейтинг Путина-премьера сравним с его рейтингом на посту президента. Телерейтинг же Медведева вырос по сравнению с вице-премьерским и находится на одном уровне с рейтингом Путина.
Миротворцы
Однако рутинная работа Медведева и Путина была прервана в начале августа, когда грузинские войска в ночь на 8 августа вторглись на территорию непризнанной республики Южная Осетия и обстреляли ее столицу город Цхинвали. Власти Южной Осетии сообщили о гибели около двух тысяч мирных жителей, а Минобороны РФ - о гибели российских миротворцев.
Россия для защиты жителей Южной Осетии, многие из которых являются российскими гражданами, ввела на территорию самопровозглашенной республики в помощь к расквартированным там шестистам миротворцам около 10 тысяч военнослужащих и сотни единиц военной техники. Кроме того, российская авиация наносила удары по военной инфраструктуре грузинской армии и объектам на территории Грузии.
Южноосетинский конфликт изменил медиаобраз Дмитрия Медведева. Все знали и много раз слышали, как жестко может говорить Владимир Путин. Также все знали либерализм, по крайней мере внешний, Дмитрий Медведева. Последние несколько дней Медведев говорил тихо, но убедительно, четко выверяя слова и интонацию, тоном, не терпящим возражений и не предполагающим компромиссов.
Но все эти дни премьер-министр Владимир Путин также был более чем заметным участником операции: он реагировал на ситуацию в Пекине, он первым из руководителей страны посетил Владикавказ, ставший центром военной операции и приема беженцев, был рядом с президентом на переговорах с президентом Франции Николя Саркози во время обсуждения плана урегулирования ситуации в Осетии.
Ни при первом президенте РФ, ни при Владимире Путине глава правительства не принимал такого активного участия в решении столь важной политической проблемы.
Вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, комментируя работу президента и премьера и их взаимодействие, сказал, что "все идет в нужном направлении" и именно так, "как это соответствует сегодня весу России".
"Некоторые надеялись, может быть, на какой-то дисбаланс этого тандема "президент-премьер-министр", но их опасения оказались напрасными. Все решается в нужном формате", - заявил Жириновский РИА Новости.
Разделение труда
В момент, когда Медведев был избран президентом, но еще не вступил в должность, острее всего стоял вопрос разделения полномочий между двумя сильными фигурами: президентом по статусу и премьером по опыту. Путин неоднократно заявлял, что не намерен вмешиваться в работу президента, а Медведев говорил, что полномочия и главы государства, и правительства прописаны в конституции, законах и абсолютны ясны.
Сто дней показали, что Медведев намерен вплотную заняться улучшением правового климата - судебной системой и борьбой с коррупцией, а правительство Владимира Путина - конкретными делами, которые будут реализовываться в этом климате: стратегией развития страны до 2020 года. Что пока не удалось правительству - это в полной мере справиться с инфляцией.
"Крайне важно, что соответствующие вещи не стали просто предвыборными декларациями, а начинают реализовываться", - говорит Бадовский, комментируя первые 100 дней новой власти в России.