Пять лет назад, 10 августа 2003 года, впервые состоялась регистрация космической свадьбы. Бракосочетание оказалось заочным: в момент заключения брака российский космонавт Юрий Маланченко пребывал на орбите, а его невеста – американка российского происхождения Екатерина Дмитриева - на Земле.
Свадебный фрак и обручальное кольцо для Юрия Маланченко на МКС доставил транспортный корабль "Прогресс М1-10", а с ролью свидетеля жениха отлично справился американец Эдвард Лу, специально разучивший на синтезаторе свадебный марш. Сам жених присутствовал на церемонии виртуально, вместо него в свидетельстве о браке расписался адвокат.
Это событие вошло в историю как первая свадьба, зарегистрированная во время космической экспедиции. Правда, самим молодоженам организация свадебной церемонии стоила немалых усилий.
Разрешение на брак Екатерина Дмитриева получила беспрепятственно: по законам Техаса жених или невеста могут отсутствовать на свадьбе. После возвращения супруга на Землю Екатерина запланировала венчание в России, а медовый месяц - в Австралии.
Однако в отличие от американских властей, идея "космической" свадьбы стала полной неожиданностью для руководства "Росавиакосмоса". Узнав о всех юридических сложностях, связанных с этой затеей, Маланченко даже хотел перенести свадьбу.
Несмотря на то, что в "Кодексе поведения космонавта на борту МКС" нет прямого запрета на заключение брака в космосе, представители НАСА сочли нарушением тот факт, что Маланченко изначально планировал использовать ресурсы станции "в личных целях".
Что же касается "Росавиакосмоса", то для его руководства известие о свадьбе оказалось полной неожиданностью. "К сожалению, Юра нас поставил в очень неудобное положение. Он нас об этом не предупредил вообще. Если его невеста попросила разрешения у властей и официально обратилась в НАСА, то Юрий сделал по-другому. Он ничего не сказал перед полетом, а позвонил с орбиты и поставил перед фактом", - сообщил пресс-секретарь "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов.
Помешать планам Маланченко могли и правила соблюдения секретности, сохранившиеся еще с советских времен. Как сообщает Cnews, для того, чтобы жениться на иностранке, командир экспедиции должен был заранее попросить разрешения своего командования.
Как бы то ни было, командование не запретило космонавту жениться на МКС. Однако в будущем подобная ситуация вряд ли повторится. В контракте, который подписывают экипажи перед стартом, появится особый пункт, запрещающий проводить свадебный церемонии во время экспедиции в космосе. Таким образом, Юрий Маланченко останется первым и единственным космонавтом, зарегистрировавшим свой брак на орбите.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников