Рейтинг@Mail.ru
8 августа - РИА Новости, 08.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

8 августа

© http://www.rosculture.ru/Александр Алексеевич Ханжонков
Александр Алексеевич Ханжонков
Читать ria.ru в
1877 - родился Александр Алексеевич Ханжонков, кинодеятель
1901 - родилась Нина Николаевна Берберова, писательница
1900 - учрежден Кубок Дэвиса

1877 - родился Александр Алексеевич Ханжонков, кинодеятель, предприниматель, организатор и руководитель первого крупного российского кинопредприятия

Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года на Дону, в семье отставного казачьего офицера, обедневшего помещика. В 1896 году окончил юнкерское училище, в возрасте 20-ти лет произведен в офицеры, в 1906 году вышел в отставку.

Увлечение Ханжонкова киноискусством началось еще с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов. В 1906 году в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов, в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям.

Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин. Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа».

В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы. Для работы над такими фильмами на киностудии был создан специальный научный отдел.

В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России - он длился 1 час 40 минут.

На студии Ханжонкова был снят и первый фильм совместного производства - российско-итальянская картина «Кабирия» по сценарию популярного тогда итальянского поэта Габриэля д`Аннунцио. Фильм получил признание не только в России, но и в Европе.

В 1911 году «Торговый дом А.Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А.Ханжонкова».

Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству.

В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии.

В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-1913 годах.

Кинотеатр «Пегас» был рассчитан на полторы тысячи мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России.

После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию.

В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии».

Вскоре Ханжонков оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными».

Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь. В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» - уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.

 

1901 - родилась Нина Николаевна Берберова, писательница и литературный критик, представительница эмигрантской литературы первой волны

Нина Берберова родилась в Петербурге. Отец ее происходил из проживавшего в Нахичевани (под Ростовом-на-Дону) армянского рода. Мать - дочь тверского помещика и земского деятеля.

Нина получила хорошее домашнее образование, училась в гимназии. Как и все одаренные дети, она  рано начала писать стихи, в которых чувствовалось влияние Блока и Ахматовой. Десятилетней девочкой она раз и навсегда выбрала себе дорогу - поэзию. В четырнадцать познакомилась с Анной Ахматовой и Александром Блоком, в двадцать присутствовала на заседании поэтической студии «Звучащая раковина», руководимой Николаем Гумилевым.

После революции Нина Николаевна училась в Ростове-на-Дону, где в 1920 году окончила Археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета, затем вернулась в Петроград.

В 1921 году вошла в литературные круги Петрограда,  вступив  в петроградское отделение Всероссийского союза поэтов, а через год в альманахе «Ушкуйники» появилась ее первая публикация - стихотворение  «О том, что вечером морозным...».

Примерно в это время происходит ее знакомство с известным поэтом Владиславом Ходасевичем. Она вступает с ним в гражданский брак, и в июне 1922 года супружеская чета покидает родину. Cупруги были дружны с Максимом Горьким, который в начале их пребывания за границей приютил молодых в своем доме в Саарове под Берлином, затем в Мариенбаде и в Соренто.

В эмиграции Берберова продолжила литературное творчество. Ее стихи публиковали берлинские эмигрантские газеты и журналы. Она начинает заниматься переводами. Первая удачная попытка - перевод с французского романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Как и всех российских эмигрантов, занимающихся творческой деятельностью, Нину Берберову манил Париж, и в 1925 году Берберова и Ходасевич влились в парижскую эмиграцию. Жили они так же тяжело, как и остальные русские эмигранты. На существование зарабатывали литературным трудом.

В 1926-1927 годах Нина Берберова редактировала журнал «Новый дом». Постепенно стала писать сама, и к концу 1920-х годов имя Берберовой приобрело в эмиграции широкую известность благодаря  циклу из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под общим названием «Биянкурские праздники».

Большинство произведений Берберовой было посвящено жизни эмигрантов из России, вынужденных существовать вдали от родины. Она рассказывала о судьбах бывших деникинских и врангелевских солдат и офицеров, которые работали на автозаводе Рено, открывали сапожные лавки и красильни.

Вплоть до второй мировой войны она печаталась во всех эмигрантских изданиях: в журналах «Новый корабль», «Звено», «Беседа», «Воля России», участвовала в сборнике  «Якорь». Три ее романа и пять повестей были опубликованы в журнале «Современные записки», цикл рассказов «Биянкурские праздники» - в ежедневной парижской газете «Последние новости». С этой газетой она сотрудничала пятнадцать лет, включая военные годы. Здесь она публиковала статьи, в которых приветствовала наступление немецких войск на СССР. Она полагала, что победа и власть немцев будет все же лучше для России, чем советская власть. Эту крайнюю позицию ей многие не прощали тогда, да и сейчас ставят в вину.

В 1932 году союз Берберовой с Ходасевичем, который продолжался 10 лет, распался. Она ушла к ни кому не известному художнику Николаю Макееву. Но даже после расставания бывшие супруги остались друзьями и сохранили теплые отношения на всю жизнь. Годы, прожитые бок о бок с Ходасевичем, дали ей не только знание писательской среды в ее лучшем воплощении (Андрей Белый, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Марк Алданов, Максим Горький), но и уникальный литературный опыт.

В Париже Нина Николаевна посещала заседания общества «Зеленая лампа», возникшего по инициативе Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. В 1939 году  на русской сцене в Париже была поставлена  ее пьеса  «Мадам», переведенная на чешский, немецкий и английский языки.

Грянувшая в 1939 году война разрушила европейскую жизнь первой волны русской эмиграции. Бежали Бунин, Набоков, Алданов, кто на юг Франции, кто за океан. Париж опустел. Оставшиеся попрятались и затаились.

Нина Берберова никуда не уехала. Поселившись с мужем в домике под Парижем, она изредка приезжала в город на своем видавшем виды велосипеде. Как литератор она замолчала, в группы и объединения не входила. Когда в 1940 году «Последние новости» закрылись, она стала литературным редактором только что основанного еженедельника «Русская мысль». Как корреспондент «Русской мысли» присутствовала на суде над «невозвращенцем» Кравченко, автором книги «Я выбрал свободу». С 1949 года «Русская мысль» печатала ее репортажи с процесса, составившие впоследствии книгу «Процесс Кравченко».

В 1950 году писательница переехала в США. В Америке Нина Николаевна начинала жизнь заново. Пришлось учиться английскому языку, вождению автомобиля, университетской жизни. С 1958 года преподавала русский язык  в Йельском, затем в Принстонском университетах, стала профессором литературы. Занималась исследованиями в области теории литературы, литературоведения, литературной критики.

В своих статьях Нина Берберова высказывала мнение о литературных жанрах. Она была одной из первых, кто заметил и оценил талант Владимира Набокова. Ей принадлежало высказывание о том, что появление этого писателя оправдывает существование всей эмиграции.

С начала 1960-х годов Берберова взялась за мемуары: «Курсив мой», «Железная женщина», «Люди и ложи». Она - автор романов «Последние и первые», «Повелительница», «Без заката», «Мыс бурь», стихотворений, повестей  и   рассказов. Книги Берберовой переводились на основные европейские языки.

Нина Берберова являлась почетным доктором Миддлбери Колледжа и Йельского университета, кавалером ордена Почетного легиона.

В 1989 году, незадолго до смерти, Берберова побывала на родине, посетила Москву и Ленинград. Ей был оказан горячий прием. Она отказалась от посещения мемориальных мест, связанных с ее молодостью. «Меня интересуют люди, а не кладбища», - заявила она. После поездки по городу в автомобиле отметила: «Исчезла культура парадных подъездов». Выступила в Доме писателей, побывала в гостях у Никиты Толстого, которого знала еще маленьким мальчиком в эмигрантском Берлине.

Последние годы жизни, омраченные тяжелой болезнью, Берберова провела в Филадельфии. Жизнь этой удивительной женщины оборвалась 26 сентября 1993 года вдали от родины, в Филадельфии. Еще год в окнах ее дома, согласно последней воле, горел свет. Наверно, чтобы помнили.

 

1900 - учрежден Кубок Дэвиса

 

8 августа 1900 года в Бруклине (США) начался первый матч за Кубок Международной федерации лаун-тенниса. Наградой победителю стал серебряный кубок, пожертвованный организаторам первого матча студентом Гарвардского университета Дуайтом Филли Дэвисом; состязания стали называться командным первенством за Кубок Дэвиса, или просто Кубком Дэвиса.

Кубок Дэвиса уже 108 лет считается самым престижным теннисным трофеем в мужском теннисе. Серебряный кубок Davis Cup trophy - это серебряная салатница с позолотой высотой в 33 сантиметра диаметром 45 сантиметров. В первые годы за кубок сражались лишь команды двух стран - США и Великобритании. Позже к ним присоединились сборные Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Канады и Франции.

Сейчас в Кубке Дэвиса принимают участие более 140 команд. Денежный призовой фонд Кубка Дэвиса был сформирован в 1981 году, сейчас он составляет 8,5 миллиона долларов США.

Регламент турнира за много лет не претерпел практически никаких изменений. Все матчи проводятся из пяти сетов и в пятом решающем сете играют без тай-брейка. Эта формула проведения матчей, по мнению организаторов, наибольшим образом способствует повышению зрелищности соревнования и позволяет сохранить интригу поединка вплоть до последней встречи.

За главный приз борются 16 команд Мировой группы. В течение календарного года победителю Кубка Дэвиса необходимо провести три матча, дата проведения которых разбросаны с февраля по сентябрь, и выиграть финал в конце ноября.

 

1924 - на улицах Москвы появилась первая внутригородская автобусная линия

Предшественники московского автобуса - линейки и омнибусы. С открытием линий Первого общества конно-железных дорог в 1880-х годах многие маршруты линеек исчезли - конный трамвай стал могущественным конкурентом для небольших экипажей.

В конце 1884 года американский предприниматель Смит обратился в городскую думу с предложением открыть по московским улицам движение 25 городских автобусов по 10 линиям. Но этот проект реализован не был из-за отсутствия соответствующих постановлений думы.

В 1899 году владелец омнибусов в Петербурге П.Кузьминский получил разрешение на открытие движения конных омнибусов в Москве по восьми линиям, но он хотел заменить конную тягу на механическую, и этот проект реализовать не удалось.

В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться. В 1907 году в городе стали курсировать первые авто-таксомоторы. В это время были сделаны первые попытки организовать в городе автобусное сообщение.

Первое предложение об открытии линии от Москворецкого моста до Сущевской части было сделано в 1905 году; в марте 1906 года последовало предложение об организации движения по городу 100 «омнибусов-моторов». Первая пробная линия «автомобильных линеек» на восемь и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным 30 июля 1907 года. Эти машины ходили только в летний сезон.

В июне-июле 1908 года открылись частные автобусные линии в пригородные местности. В конце июля 1908 года Управление городских железных дорог приобрело «самодвижущийся омнибус», который курсировал в течение первых трех недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. Это была первая попытка организации городского автобусного движения. Во второй половине 1908 года частными лицами было сделано много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренцию трамваю. В мае 1910 года небольшие автобусы стали курсировать от Пресненской заставы в Серебряный Бор. В 1913 года в городскую думу поступило предложение об открытии автобусного сообщения по городским улицам. К этому времени по городу курсировали семь частных автобусов, которые обслуживали постояльцев гостиниц, прибывавших на вокзалы. Дело организации автобусного движения в Москве сдвинулось с мертвой точки только в 1924 году. Московское коммунальное хозяйство (МКХ) в виде пробы с 24 мая 1924 года организовало движение нескольких импортных автобусов (Фиат, Бюссинг) и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. Эксплуатация этой линии дала хорошие результаты, и МКХ 8 августа 1924 года открыло первую внутригородскую автобусную линию от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены восемь автобусов «Лейланд» (каждый на 28 мест). Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала