Илья Крамник, военный обозреватель "РИА Новости".
Вполне реальная возможность войны между Грузией и отстаивающей свою независимость Южной Осетией требует ответа на вопрос о возможном исходе конфликта.
Силы грузинской армии уже были описаны в начале мая, в статье "Грузино-aбхазская война: попытка моделирования". Не повторяя описание целиком, повторим основные положения.
В настоящее время вооруженные силы Грузии насчитывают свыше 30 тысяч человек, в том числе свыше 20 тысяч – в составе сухопутных войск.
На вооружении сухопутных войск Грузии имеется более 200 танков, в том числе 40 Т-55 и 165 Т-72, которые в настоящий момент проходят модернизацию. Помимо танков сухопутные войска располагают примерно 200 боевыми бронированными машинами, в том числе около 180 БМП и БТР. Артиллерийскую поддержку сухопутным войскам могут оказать 120 артиллерийских орудий калибром 122-152 миллиметра, 40 реактивных систем залпового огня, 180 минометов.
В составе ВВС Грузии имеется 4-5 боеспособных штурмовиков Су-25, 15 учебно-тренировочных самолетов L-29 и L-39, которые могут использоваться в качестве легких штурмовиков, и 30 вертолетов, в том числе 8 боевых Ми-24.
Южноосетинские силы значительно уступают грузинским по численности – их боевой состав не превышает, по доступной информации, 2500 человек, и 16 тысяч – с учетом резервистов. В составе этих сил насчитывается 15 танков Т-55 и Т-72, 24 самоходные артустановки «Гвоздика» и «Акация», 12 буксируемых гаубиц Д-30, 6 РСЗО «Град», 4 100-миллиметровых противотанковых пушки «Рапир», более 30 минометов. Кроме того, армия Южной Осетии располагает 22 БМП, 24 БТР и 6 БРДМ. Пехота вооружена стрелковым оружием советского/российского производства, имеются также несколько десятков противотанковых ракетных комплексов «Фагот» и «Конкурс». ВВС непризнанной республики состоят из четырех вертолетов Ми-8. От ударов с воздуха Южная Осетия может защищаться с помощью ЗРК «Оса» (от 4 до 6 машин), ЗРПК «Тунгуска» (3 машины), ЗСУ «Шилка» (3 машины), «Стрела-10» (6 машин). Имеются также спаренные 23-миллиметровые зенитные автоматы ЗУ-23/2, (12 установок), часть которых смонтирована в кузовах автомобилей ГАЗ-66, и до 100 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Стрела».
Так же, как и в прогнозе относительно войны с Абхазией, следует отметить, что арифметическое сравнение сил не дает никаких основания для выводов – в горах подчас даже самые маленькие подразделения способны долгое время драться с многократно превосходящим противником, поэтому исход гипотетического конфликта прежде всего будет зависеть от подготовки сил сторон и влияния третьих сил.
Подготовка грузинской армии за прошедшие два месяца вряд ли сильно изменилась, и ее оценивают, за исключением некоторых отдельных подразделений, не слишком высоко. Так же как и абхазские вооруженные силы, армия Южной Осетии считается более подготовленной и мотивированной, нежели грузинская. Следует учесть и то, что в случае войны между Грузией и Южной Осетией на помощь к последней наверняка придет Абхазия, и она уже заявляет об этом.
Добиться победы в этом случае Грузия сможет только при поддержке со стороны своих союзников, прежде всего – США. Однако такая победа будет наверняка означать значительные людские потери и повлечет за собой длительную партизанскую войну.
Исходя из сказанного, наиболее вероятной видится война в форме дипломатических демаршей, сопровождающаяся отдельными вылазками и обстрелами. Тем не менее исключать возможность разрастания конфликта нельзя. Долго ждать, впрочем, не придется – так или иначе ситуация разрешится в ближайшие дни, возможно даже часы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции