Никита Петров, военный обозреватель, для "РИА Новости".
Два этих документа вышли в свет практически одновременно. В июне нынешнего года в Париже была обнародована "Белая книга по обороне и национальной безопасности". А спустя полтора месяца в московских СМИ появилась так называемая "Концепция строительства Вооруженных сил России до 2030 года".
Почему «так называемая»? Потому что, в отличие от столицы Франции, где «Белая книга» была представлена президенту страны в присутствии трех тысяч высокопоставленных официальных лиц из военно-политического руководства республики и приглашенных гостей из разных государств, за «Концепцией», как оказалось, никого нет. Авторы ее неизвестны, официальные лица министерства обороны ее никак не комментируют. Ни слова о ней не произнесли ни в Совете безопасности, ни в других государственных органах, кому положено заниматься проблемами обороноспособности и безопасности страны. Словно такой «бумаги» не существует и вовсе. А то, что пишут газеты, о чем спорят эксперты – да мало ли что пишут, разве на каждый чих наздравствуешься?! В руководстве России не отреагировали даже на проект новой Военной доктрины, которую обнародовала в начале прошлого года Академия военных наук. Что тут говорить о каком-то «Новом облике вооруженных сил», как называют эту концепцию в печати?! И говорить о ней всерьез очень сложно.
А вот с «Белой книгой» - другое дело. Ее создание – пример отношения руководства страны и французского гражданского общества к безопасности своего государства. Начнем с того, что французский президент Николя Саркози дал указание одному из членов Госсовета Жану-Клоду Малле создать и возглавить комиссию по подготовке новой книги об обороне, едва заняв пост главы государства 31 июля 2007 года. В состав комиссии вошло 35 ведущих специалистов в области безопасности. Кроме того, наряду с представителями Минобороны и ряда других правительственных структур, в нее пригласили известных лиц из военно-промышленного комплекса, парламентариев и независимых военных экспертов. Во французских СМИ прошли широкие дискуссии, теле- и онлайн-конференции, закрытые и открытые круглые столы, в которых приняли участие не только граждане Франции, но и профессионалы из других государств. Кроме того, в Интернете был открыт специальный вэб-сайт, куда каждый человек мог послать свои предложения, как республике «обустроить свою армию», чем она должна заниматься, как решать оборонные задачи. И за одиннадцать месяцев работы комиссии его посетили более 250 тысяч персон. Так что парижская «Белая книга об обороне» получила, можно сказать, всенародную поддержку.
В России такой метод работы по важнейшим государственным проблемам пока как-то не прижился. Не будем говорить о «Концепции», у которой, как выясняется, и родителей нет. В 2003 году министерство обороны нашей страны презентовало общественности отечественную «Белую книгу об обороне», изданную на хорошей бумаге с красивыми иллюстрациями. Сравнительно небольшим тиражом, но вполне достаточным для экспертов и зарубежных военных атташе. Она называлась «Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации». Ее представили тогда президент Владимир Путин и глава военного ведомства Сергей Иванов. Но, правда, ту «Белую книгу» никто предварительно не обсуждал. Дискуссии ее содержании появились только после ее утверждения руководством страны. Хотя после этого дискутировать, в принципе, было не о чем, - требовалось выполнять то, что предписывалось. Но, наверное, от того, что «Актуальные задачи» не получили всенародной поддержки, о них сегодня, спустя пять лет, мало кто вспоминает. Не только среди представителей экспертного сообщества, но и в самом Минобороны.
Французская же «Белая книга об обороне» рассчитана на долгую перспективу. В ней сформулированы пять базовых стратегических функций, которые должны выполнять национальные вооруженные силы и соответствующие государственные органы. Среди них – обладание необходимой информацией и способностью предупреждать события. То есть способностью заранее знать, какие возможные угрозы и какой реальные противники представляют для страны и ее армии наибольшую опасность, и готовность их демпфировать и не допустить превращения в разрушающую реальность. Этому служит и другой базовый принцип – действия на опережение. Он предусматривает применение всех возможных средств, от дипломатических до юридических и военных, по предотвращению перерастания возможной угрозы в серьезный конфликт с применением оружия и боевой техники.
Третий принцип – сдерживание, где подразумевается и ядерное. Оно - один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны. Это, по мнению авторов «Белой книги», - самый надежный гарант независимости Франции. А единственная его цель – не допустить агрессии со стороны любого иностранного государства и защитить национальные интересы государства. Кроме того, в книге подробно перечисляется, какими средствами ядерного сдерживания и в каком количестве Париж будет вооружаться. Здесь опорой станут атомные подводные лодки нового поколения с новыми стратегическими ракетами на борту. А так же крылатые ракеты воздушного базирования для самолетов «Рафаль» и «Мираж».
Еще один базовый принцип – защита. То есть непосредственное обеспечение военными и полицейскими методами безопасности населения и целостности территории самой Франции. Способность общества восстановиться после сильного кризиса и продолжать жизнедеятельность в прежнем режиме. Для обеспечения этой функции предусматривается создание и эксплуатация различных технических и информационно-коммуникационных сетей и средств, в том числе и космических, а так же создание систем предупреждения о ракетном нападении и выделение 10 тысяч военнослужащих гражданским службам для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Будут французские вооруженные силы опираться и на такой принцип, как вмешательство. Причем, предупреждение и вмешательство в данном случае считаются неразделимыми действиями. Особенно в районе Атлантики, Средиземноморья, Персидского залива и Аравийского моря, Индийского океана, восточного и западного побережья Африки, французской Гайаны – регионов национальных интересов страны. Хотя, как подчеркивается в документе, применение вооруженных сил за рубежом возможно лишь тогда и там, где «предложенные меры иного характера не принесли желаемого результата или чрезвычайная ситуация требует немедленного применения принципа «обязанность защищать».
Много внимания в «Белой книге» уделяется и взаимодействию с Евросоюзом и НАТО. ЕС для Франции стоит на первом месте. Париж намерен добиваться превращения данной организации в главный инструмент урегулирования кризисных ситуаций, для чего должна быть создана единая система европейской безопасности. Но при этом Евросоюз, считают в Елисейском дворце, должен активно сотрудничать с НАТО, важнейшим игроком в деле обеспечения международной безопасности. А НАТО, в свою очередь, нуждается в серьезной реформе. При этом Франция готова более тесно работать во всех структурах Североатлантического альянса, сохраняя при этом три главных условия, определенных еще генералом де Голлем. Полная независимость стратегических ядерных сил, свобода в действиях и принятии решения (ни одно воинское подразделение республики не должно находиться под постоянным контролем объединенного военного командования НАТО в мирное время).
В «Белой книге об обороне» много и других интересных позиций. Главное, что в ней изложена четкая программа развития вооруженных сил на среднесрочную перспективу. Даже перечислены все закупки боевой техники, которое в это время должно сделать Министерство обороны. Вплоть до числа комплектов экипировки пехотинца. О такой открытости военного ведомства российским гражданам остается только мечтать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции