МОСКВА, 6 авг - РИА Новости. Минэкономразвития РФ в проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусмотрело снижение налога на добавленную стоимость для стимулирования экономического роста до 12% или 14% с нынешних 18%, что позволит ускорить темпы роста ВВП на 0,2-0,5% в год, говорится в тексте концепции.
Снижение НДС, одного из основных источников наполнения федерального бюджета, в последние месяцы стало одним из главных предметов споров между различными ведомствами. Против снижения НДС выступает Минфин, который считает, что это приведет к нарушению стабильности бюджетной системы. Минэкономразвития к 1 августа внесло свои предложения в отношении налоговой системы, как и поручал премьер-министр Владимир Путин, Минфин намерен сделать это к 8 августа.
Как говорится в проекте концепции-2020, опубликованном на сайте Минэкономразвития, в случае реализации инновационного сценария развития экономика России должна выйти на устойчивые темпы экономического роста до 2020 года на уровне 6,5% в год.
Для ускорения экономического роста НДС может быть снижен до 12% при введении единой ставки и до 14% при сохранении льготной 10-процентной ставки на ряд социально значимых товаров, отмечается в документе.
ЭФФЕКТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
"При унификации ставки НДС на уровне 12% в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2,0% ВВП. При сокращении ставки до 14% с сохранением льготной ставки 10% выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3% ВВП. Возможное ускорение инфляции в первые годы после проведения реформы может создать дополнительную угрозу падения доходов в реальном выражении", - говорится в проекте.
В нем указывается, что основной объем выпадающих доходов будет приходиться на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь.
"В этих отраслях положительный эффект снижения ставки будет максимальным. В то же время такие отрасли как рыболовство и рыбоводство, сельское хозяйство, образование и здравоохранение будут наименее подвержены влиянию снижения НДС, и высвобождение финансовых ресурсов будет менее значительным", - отмечается в подготовленном Минэкономразвития документе.
В соответствии с прогнозом министерства, 12-процентный НДС обеспечит дополнительный прирост ВВП в течение трех лет в среднем на 0,3-0,4 процентного пункта в год, причем в первый год реформы до 0,5 процентного пункта. В варианте снижения до 14% дополнительный прирост ВВП оценивается в среднем на 0,2-0,3 процентного пункта в год.
"При этом снижение налога сформирует определенный сдвиг в сторону инвестиционно-ориентированного роста. Эффект с точки зрения расширения потребительского спроса окажется ниже", - говорится в концепции.
ПОТЕРИ БЮДЖЕТА
По прогнозу Минэкономразвития, рост прибыли, фонда оплаты труда, доходов населения, потребления, инвестиций и импорта приведет к компенсирующему росту доходов бюджетной системы на уровне около 0,4% ВВП при снижении базовой ставки до 14% и около 0,6% ВВП в случае унификации ставки на уровне 12%. Кроме того, снижение налоговых ставок должно способствовать повышению уровня собираемости НДС в долгосрочной перспективе и сокращению величины бюджетных потерь.
Таким образом, с учетом вторичного эффекта повышения собираемости доходы федерального бюджета снизятся на 1,0-1,5% ВВП в случае унификации ставки на уровне 12% и на 0,7-1,0% при снижении базовой ставки до 14%.
Потери федерального бюджета могут быть компенсированы за счет увеличения нефтегазового трансферта, увеличения заимствований, увеличения ставок других налогов и сборов, отмечается в документе.
Финансирование выпадающих доходов полностью за счет увеличения чистого сальдо государственных заимствований с 0,7-1,0% ВВП до 2,0% ВВП ежегодно приведет к увеличению размера государственного долга с 7% ВВП в 2010 году до 15% ВВП к 2020 году. Несмотря на незначительное увеличение рисков бюджетной устойчивости, данная мера может иметь только временный характер, считают в Минэкономразвития.
В случае сохранения прогнозируемого уровня расходов бюджетной системы и цен на энергоносители основная часть выпадающих доходов должна покрываться путем повышения величины ежегодного нефтегазового трансферта после 2010 года с 3,7% ВВП до 4,9% ВВП в случае унификации ставки на уровне 12%, или до 4,5% ВВП в случае снижения базовой ставки до 14%.
"При таких вариантах пополнение Резервного фонда прекратится уже после 2016 года и 2018 года соответственно, при снижении ставки до 12% средства Резервного фонда будут полностью израсходованы к 2022 году, при снижении до 14% - к 2025 году", - прогнозирует министерство экономического развития.