Рейтинг@Mail.ru
Повесть о российском авианосце - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Повесть о российском авианосце

© РИА Новости / фото: Алексей Даничев Возвращение ударной группы кораблей Северного флота из похода
Возвращение ударной группы кораблей Северного флота из похода
Читать ria.ru в
Дзен
Итак, решено: у России будут авианосцы. Это - одна из самых обсуждаемых «военных» тем последних нескольких лет. Командование ВМФ, и, судя по всему, руководство страны сегодня сходятся во мнении о необходимости наличия в составе флота авианесущих кораблей, однако так было не всегда

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Итак, решено: у России будут авианосцы. Это - одна из самых обсуждаемых «военных» тем последних нескольких лет. Командование ВМФ, и, судя по всему, руководство страны сегодня сходятся во мнении о необходимости наличия в составе флота авианесущих кораблей, однако так было не всегда. Для того, чтобы оценить значение происходящего, следует обратить внимание на историю создания авианосцев в нашей стране.


Первые авианесущие корабли – гидроавиатранспорты в составе русского флота появились еще во времена Первой Мировой войны. Черноморские гидросамолеты активно использовались для бомбардировки неприятельских портов.


О возможности строительства настоящих авианосцев задумались уже советские военно-морские начальники, после окончания гражданской войны. Появились первые более-менее детально проработанные проекты перестройки в авианосцы ряда кораблей – учебного судна «Комсомолец», линейного корабля «Полтава», недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил».Однако состояние экономики и промышленной базы заставило отложить эти программы до лучших времен.


Следующий шаг на пути к обзаведению авианосцами был предпринят в конце 30-х годов, когда советские кораблестроители разработали два проекта новых кораблей: проект 71 – легкий авианосец на 45 самолетов, и проект 72 – тяжелый АВ на 62 машины.


Реализация этих проектов была остановлена Великой Отечественной войной. После войны руководство ВМФ вновь вышло «наверх» с предложением строить авианосцы, однако высшее руководство СССР не разделяло восторженного мнения командования флотом о кораблях этого класса. Принятая программа кораблестроения на 50-е годы, тем не менее, предусматривала постройку двух легких авианосцев для получения опыта эксплуатации этих кораблей и изучения их возможностей.


После смерти Сталина, однако, строительство крупных надводных кораблей практически прекратилось – новое руководство страны не верило в потенциал традиционных видов вооруженных сил, сделав главную ставку на развитие ракетно-ядерного оружия. В результате вопрос об авианесущих кораблях был вновь поднят лишь 10 лет спустя.


В конце 60-х флот получил первые противолодочные крейсера-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», однако данные корабли узкоцелевого назначения не могли быть заменой нормальным авианосцам. К этому времени в Невском ПКБ велась проработка проекта авианосца водоизмещением в 45-50 тысяч тонн на 35-40 летательных аппаратов. По проекту, корабль должен был нести палубные истребители созданные на основе МиГ-23, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и вертолеты. Собственное вооружение ограничивалось средствами противовоздушной и противолодочной обороны. Главной целью корабля виделось обеспечение ПВО соединений надводных кораблей и подлодок.


Однако, вместо полноценного авианосца, флот вновь получил эрзац – в Николаеве началось строительство серии кораблей по проекту 1143. На тяжелых авианесущих крейсерах – так они классифицировались – должны были базироваться противолодочные вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Кроме того, ТАВКРы несли противокорабельные ракеты «Базальт».


Тем не менее авианосец медленно, но верно прокладывал себе дорогу. У него появились высокопоставленные покровители – министр судостроения Борис Бутома, заинтересованный в «крупнотоннажных» заказах со стороны ВМФ и министр обороны Андрей Гречко, без всякой дипломатии потребовавший создания авианосца с авиапарком как у «Нимитца». Было решено, что после постройки двух ТАВКР проекта 1143 – «Киева» и «Минска» будет заложен первый авианосец проекта 1160, водоизмещением 80.000 тонн.


Однако мнение противников авианосцев перевесило, и в итоге вместо первого авианосца был заложен третий корабль проекта 1143 – «Новороссийск». Проектирование АВ тем не менее не прекращалось – к 1978 году невское ПКБ представило проект 1153, который по сравнению с предыдущим – 1160 - отличался несколько меньшими размерами и ядерной энергетической установкой. Но смерть Гречко и Бутомы лишила проект покровителя. После спуска на воду «Новороссийска» в 1978 году в Николаеве началось строительство четвертого ТАВКР проекта 1143. Новый корабль, получивший имя «Баку», строился под несуществующие на тот момент истребители Як-141.


Тем не менее, несостоятельность концепции ТАВКР была ясна – вдвое превосходя по размерам английские легкие авианосцы типа «Инвинсибл», несущие самолеты «Си Харриер», ТАВКР проекта 1143 не слишком отличались от них по боевым возможностям. Ракетное вооружение, добавляя весомую долю к водоизмещению и стоимости ТАВКР, не спасало положения – корабли получились слишком большими и слабовооруженными как для ракетных крейсеров, так и для легких авианосцев. Размещение же на проекте 1143 самолетов нормальной схемы требовало капитальной перестройки кораблей.


В итоге в 1982 году, после спуска на воду «Баку» в Николаеве был, наконец, заложен корабль, предназначенный для размещения на нем полноценного авиакрыла из самолетов МиГ-29 и Су-27. Тем не менее, корабль, получивший при закладке имя «Рига», был во многом компромиссным – вместо катапульты для запуска самолетов предназначался трамплин, а помимо самолетов на борту имелось ударное ракетное вооружение – 12 ПКР «Гранит» в вертикальных пусковых установках.
Еще до спуска на воду первый полноценный советский авианосец сменил имя – вместо «Риги» появился «Леонид Брежнев». В 1987 году он был переименован в «Тбилиси», а в 1990 – в «Адмирала Кузнецова».


«Кузнецов» так и остался единственным построенным советским авианосцем. Заложенный вслед за ним аналогичный «Варяг» был спущен на воду, но остался недостроенным, а «Ульяновск», который отличался большими размерами, был оснащен катапультами и имел ядерную энергетическую установку, разрезали на стапеле.


Судьба ТАВКР также сложилась печально. В 1993 году были списаны «Киев», «Минск» и «Новороссийск», впоследствии проданные в Китай в качестве плавучих развлекательных центров, а «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова», в итоге проданный Индии, проходит переделку в нормальный авианосец в Северодвинске.


В 90-е годы об авианосцах речи не заходило, разве что в «кухонных разговорах». Вновь эта тема поднялась уже в середине 2000-х годов, когда было объявлено о  необходимости для России иметь несколько авианесущих кораблей на северном и тихоокеанском флотах.


Число этих кораблей в разных заявлениях колебалось от 2-3 до 6-8 единиц. В настоящее время озвучиваются планы постройки 5-6 авианосцев в течение ближайших 20 лет. Строительство кораблей, как сообщатся, планируется начать после 2012 года.


При всем желании поверить в осуществимость этих планов, остается ряд вопросов, равно важных для понимания реалистичности задачи. Какие задачи будут стоять перед авианосцами и созданными вокруг них соединениями? Когда и какими силами планируется реконструировать (создавать заново) инфраструктуру военно-морских баз для новых кораблей? Какие летательные аппараты будут базироваться на них? Как планируется решать проблему кадрового обеспечения? Наконец, сколько времени займет постройка этих кораблей и эскорта для них, учитывая кадровые проблемы судостроительной промышленности?


Хочется верить, что командование ВМФ и руководство страны имеет ответы на эти вопросы. В противном случае мы получим в лучшем случае пару ничем не обеспеченных кораблей, который придется продавать после 10-15 лет службы, если не раньше. А в худшем – не получим ничего.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала