Рейтинг@Mail.ru
Насилие как школа воспитания иракских детей - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насилие как школа воспитания иракских детей

Читать ria.ru в
Дзен
Одно из самых популярных сегодня в Ираке досужих занятий - просмотр видеозаписей вооруженных нападений на американские войска и иракские силы безопасности, пыток, расправ и казней всевозможных "врагов".

БАГДАД, 1 авг - РИА Новости, Али Хусейн. Одно из самых популярных сегодня в Ираке досужих занятий - просмотр видеозаписей вооруженных нападений на американские войска и иракские силы безопасности, пыток, расправ и казней всевозможных «врагов».

Смотрят эту культивирующую жестокость видеопродукцию, не только взрослые, но и дети. Купить ее можно на специализированном рынке, расположенном в самом центе Багдада в районе Баб аль-Шарки. Чего тут только нет! Впечатление такое, что на дисках, предлагаемых в маленьких лавчонках и с убогих переносных лотков, собран чуть ли не полный видеоархив террористических операций, похищений, и казней, совершенных в Ираке за последние годы.

Видеоархив иракского насилия

«Нет, сами мы с боевиками никак не связаны. Мы только торгуем. Этот товар пользуется большим спросом и приносит хорошую прибыль», - сказал в беседе с РИА Новости продавец одной из таких лавок Ахмед Хамид.

Как правило, говорит он, запись на CD делается с интернет-сайтов различных террористических организаций, таких, например, как «Аль-Каида», либо диски передают агенты  радикальных группировок, как шиитских, так и суннитских. В день, по словам Ахмеда, он продает не менее 120 дисков. Цена - три тысячи иракских динаров (2,5 доллара) за штуку.

В списке предлагаемых им CD сотни наименований. Здесь и бои в городе Эль-Фаллуджа, и действия «Армии Махди» в Садр-сити и Эн-Наджафе, бесчисленные операции против американских войск, иракской армии и полиции, действия  различных террористических и конфессиональных группировок.

На одном из диском запечатлена, в частности, история похищения и ужасающей по своей жестокости казни адвоката Саддама Хусейна Хамиса Аль-Обейди. Он был убит в июне 2006 года, предположительно, боевиками «Армии Махди». На других - расправы над неизвестными жертвами войны в Ираке - солдатами и полицейскими, теми, кого посчитали «шпионами и предателями», или просто представителями другой конфессии - шиитами, суннитами, христианами.

Как и в «большом кино», у видео записей иракских ужасов тоже есть свой рейтинг зрительских симпатий. Так, сегодня на верху популярности находится «сериал» «Багдадский снайпер». Героем его является таинственный боевик иракского вооруженного сопротивления, «охотящийся» на американских солдат.

«Хотите посмотреть последнюю операцию багдадского снайпера?» - спрашивает 16-летний Хусейн, торгующий дисками прямо посреди узкой, забитой покупателями улицы.

Он вставляет CD, и на экране стоящего на маленьком шатком столике телевизора появляется иракский видео-герой, лицо которого закрыто куфией (мужской головной платок, используемый в арабских странах). После небольшого вступления, в котором он клянется, что возглавляемая им группировка будет «бороться с оккупантами вплоть до полного освобождения Ирака», «Багдадский снайпер» начинает поиск очередной своей жертвы через оптический прицел винтовки. Взгляд его шарит по улицам города до тех пор, пока в кадре не появляется американский патрульный автомобиль марки «Хаммер». Снайпер берет на прицел одного из вышедших из него солдат и нажимает на курок. Солдат падает. Конец фильма.

«Героическая», как ее здесь называют, операция, разворачивающейся на экране телевизора Али, привлекает внимание двух десятков зрителей. Большинство их - подростки лет 12 - 17. Именно они и составляют основную часть покупателей на рынке CD в Баб Аль-Шарки. Эти мальчишки - сунниты и шииты - внимательно изучают прилавки в поисках чего-то нового, оживленно обсуждают между собой содержание просмотренных дисков, тут же обмениваются ими, перепродают и покупают новые.        

«Я прихожу сюда каждую пятницу. Продаю или меняю старые диски, покупаю новые», - говорит 17-летний Омар.

На вопрос, почему он смотрит эти ужасы, а не покупает обычные видео фильмы, он отвечает одним словом - «интересно».

Стоящий рядом с ним иракский рабочий-строитель Халед объясняет свое пристрастие к «триллерам» иракской действительности так же.

«Наверное, как и большинству, мне просто интересно. В конце концов, это ведь наша жизнь. Мне, честно говоря, нравится смотреть такие видео диски. И дети мои тоже смотрят вместе со мной», - говорит он.

Семейное видео

На одном из таких семейных киносеансов, регулярно устраиваемых в доме 70-летнего иракского крестьянина Абдель Рашида Саида, живущего в деревне под Багдадом, довелось присутствовать и мне. На этот раз очередной видео диск принес домой младший из четырех сыновей Абдель Рашида. Возле телевизора собралась вся его большая семья, включая почти 30 внуков.

Все, не отрываясь смотрят не постановочные, а реальные кадры того, как шесть боевиков «Аль-Каиды» вершат суд над «американским шпионом» - египтянином, который работал поваром на одной из американских военных баз и, как уверяют его палачи, делился с оккупантами информацией, что стало причиной гибели «многих истинных мусульман».

Этим самым стоящий на коленях со связанными за спиной руками и опущенной на грудь головой «предатель», заслужил, по словам оглашающего приговор руководителя группировки, «наказание более жестокое, нежели неверные». Тут же приговор приводится в исполнение.

На экраны обычных телевизоров подобные вопиющие по своей жестокости сцены, как правило, не попадают. Здесь же нервы и психику зрителей никто не щадит. Кровавая расправа происходит на глазах малолетних детей, которые, ни только не смущены увиденным, но и воспринимают его как пример для подражания.

«Когда я вырасту, тоже буду отрезать головы нашим врагам», - говорит 12-летний внук Абдель Рашида Саджид, после того, как боевики на экране телевизора свершили то, что они назвали «волей Аллаха».

Недетские игры

Пока же Саджид не вырос, он и его сверстники переносят иракскую действительность в свои детские игры, названия которых словно списаны с конвертов CD, продающихся на рынке в Баб Аль-Шарки.

Одна из таких игр - «Муджахедины и предатель» - как две капли воды похожа на то, что только что смотрели в доме Абдель Рашида. В ходе нее, поделившись на две неравные по численности группы, мальчишки-«муджахедины» ищут «предателя», а когда ловят, то привязывают его к столбу и казнят - расстреливают из автоматов либо отрезают голову. Все как на CD. А на них все, как в жизни.

Другая называется «Засада». В ней «боевики сопротивления» взрывают фугас, роль которого исполняет петарда, под появляющимся на улице американским «Хаммером». Затем враг окружается и захватывается в плен  Далее, как обычно - столб, веревки, казнь.

После того, как два года назад в Ираке началась резня между шиитами и суннитами, дети в Багдаде и других районах страны стали играть в «Блок пост». Смысл игры сводится к тому, что на импровизированном КПП они производят обыск и  выясняют личность «подозрительных субъектов», которыми в зависимости от конфессиональной принадлежности играющих может быть суннит или шиит. Ну а с обнаруженным «врагом» поступают, понятное дело, так же, как это делают взрослые на видео дисках.

«Просмотр видеосюжетов, прославляющих преступления и убийства, оказывает негативное влияние на развитие детский психики и становлении личности ребенка, ведет к росту насилии на улице и дома», - говорит доктор психологических наук, сотрудник «Центра психологических исследований» в Багдаде Талиб Мухаммед.

Это, по его словам, подтверждает исследование, проведенное Центром в тюрьмах Багдада среди подростков в возрасте до 17 лет.

«Из трех тысяч опрошенных нами заключенных 88 процентов смотрели до своего ареста записанные на СД сюжеты с насилием. Три четверти из них шли на преступление сознательно, а 64 процента заявили, что готовы совершить его вновь», - говорит доктор Мухаммед.

В большинстве случаев, как показало исследование, преступление совершалось подростками с использованием огнестрельного оружия.

«Нет ничего удивительного в том, что ребенок, который видит вокруг себя взрывы, убийства, насилие и смерть, становится агрессивным», - говорит доктор Талиб Мухаммед.

То, что пять с лишним лет, прошедшие после американского вторжения в Ираке, изменили поведение и психологию иракских детей, подтверждает и владелец сети магазинов детских игрушек Махмуд Аль-Джилави.

«Военные игрушки стали сегодня нашим главным товаром. Если раньше мы продавали по большей части велосипеды и мячи, то сейчас - только автоматы, танки, вертолеты, военную форму. Даже девочкам стали покупать такие игрушки», - говорит Аль-Джилави.

Объясняется это, по его словам, тем, что из-за царящей напряженности родители боятся отпускать детей играть на улицу, где они могут быть похищены или стать жертвой взрыва либо шальной пули.

Шестилетнего Сами родители привезли в магазин, в котором происходит наш разговор с Аль-Джилави, чтобы он сам выбрал себе подарок к дню рождения.

«Хочу снайперскую винтовку», - говорит мальчик.

От предложенного отцом красивого резинового мяча сын отказывается.

В свои шесть лет этот малыш прекрасно понимает, что в Багдаде гораздо интересней иметь винтовку. С ней он, не выходя из дома, сможет сидя у окна, высматривать и уничтожать «врагов», как это делают другие мальчишки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала