Подошло к концу первое полугодие 2008 года. Экономика России отметилась "политикой приспособления" к изменяющимся условиям на международных рынках, практически отсутствовала политика борьбы с инфляцией, а государственные бюджетные средства активно направлялись на поддержку банковской системы. К сожалению, ситуация с мировым финансовым кризисом так и не прояснилась. О том, какие остаются возможности выхода из кризиса и сохранения сложившейся в мире финансовой архитектуры, а также о перспективах развития экономики РФ рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Князевой экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
- Добрый день, Олег Вячеславович. Международный финансовый кризис продолжается. При этом ряд аналитиков в конце прошлого года предсказывали, что уже к середине 2008 года могут стать понятны конечные объемы списаний, и прояснится дальнейшая перспектива развития международных финансовых отношений. Каковы прогнозы сейчас? Как может в дальнейшем развиваться экономика США, от которой сейчас многое зависит?
- Перспективы остаются неопределенными. Пока даже не ясно, какими будут последствия этого кризиса для экономики США. При этом самый важный вопрос сейчас - будет ли и дальше мировое экономическое сообщество продолжать кредитование экономики США. В настоящее время долг Штатов составляет примерно 400 тысяч долларов на одно домашнее хозяйство. Это может говорить о том, что дальше также активно наращивать задолженность будет сложно. Желание продолжать кредитовать экономику США также уменьшается по мере ослабления курса доллара.
При этом вероятность дальнейшего ослабления доллара есть - она связана с механизмом поддержки финансовых институтов США, пострадавших в результате "ипотечного" кризиса, за счет эмиссии долларов. Кстати других более или менее эффективных механизмов поддержки у США, в общем, сейчас нет.
Если в среднесрочной перспективе международный финансовый климат не улучшится и механизм эмиссий и дальше будет активно использоваться, то снижение (курса доллара) может продолжиться. В связи с этим у ряда стран может пропасть желание продолжать кредитовать США, что может привести к "отвязке" национальных курсов валют этих государств от доллара.
В настоящее время все еще значительные объемы резервов в мире находятся в этой валюте. В такой ситуации государства могут начать вкладывать "резервные" доллары не столько в облигации Минфина США (т.е. кредитовать американский бюджет), сколько инвестировать их в покупку компаний или банков, переводить средства в ликвидность на финансовом рынке для покупки крупных блоков акций американских компаний. Здесь, кстати, кроме инфляционных последствий, могут быть любопытные политические последствия.
- При нынешних условиях в экономике США, слабом долларе, высоких ценах на нефть, какой смысл другим странам продолжать поддерживать объемы кредитования Америки?
- Многие страны, кредитуя американский бюджет, кредитуют свои производственные компании, основный сбыт которых в США, то есть основная часть их продукции экспортируется и потребляется домашними хозяйствами Америки. Можно сказать, что это основная причина. Если центральные банки перестанут скупать доллары, их валюты укрепятся, экспорт сократится, им придется жестко конкурировать с производителями других стран. Естественно, что никто не хочет быть первым. Для политиков развивающихся стран легче переживать инфляцию, заставляя население платить за рост цен, но поддерживать экспорт. С точки зрения экономики это временный выигрыш, за который потом возможно придется многократно заплатить.
Мировая финансовая архитектура, сложившаяся в послевоенное время, базировалась на долларе как резервной валюте. Устойчивость ее обеспечивалась высокой конкурентоспособностью экономики США, что давало им право обеспечивать эмиссией мировую финансовую систему и в определенной степени регулировать мировой экономический рост. Однако, последнее время США несли слишком много непроизводительных затрат политического характера, что сказалось на уровне конкурентоспособности. Попытки властей поддержать рост за счет кредитной экспансии и снижения уровня контроля рисков финансовой системы привело к кризису. Так что дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько эффективно американские власти справятся с внутренними проблемами. Кредиторы пока готовы ждать.
- Какие пути выхода из сложившейся ситуации может найти США? В случае длительного кризиса, как могут измениться валютные взаимоотношения на международном рынке?
- У США есть шансы сохранить существующую архитектуру. Для этого есть буквально один-два года, чтобы доказать кредиторам, что есть эффективный план восстановления конкурентоспособности. На мой взгляд, США могут сделать две вещи. Первое - допустить суверенный капитал из других стран в чувствительные для политиков отрасли и прекратить непроизводительные расходы на ведение войн за пределами страны. Второе - попробовать увеличить иммиграцию квалифицированных трудовых ресурсов. Кроме того, видимо будет необходимо коренным образом изменить политику распределения богатства в американском обществе и реформировать надзор за финансовыми институтами. Развитые страны (США, ЕС и Япония) вряд ли будут инициаторами изменения сложившейся архитектуры. Это может произойти только по инициативе развивающихся стран-держателей крупных долларовых резервов путем создания локальных финансовых рынков своих валют и отказа от привязки их курсов к доллару. Сейчас они к этому не готовы.
- Подошло к концу первое полугодие 2008 года. Как бы вы могли охарактеризовать макроэкономическую и денежно-кредитную политику РФ?
- На мой взгляд, проводилась политика приспособления к меняющимся внешним условиям с тем, чтобы избежать внешних шоков. Поэтому мы практически не увидели серьезных действий по борьбе с инфляцией. В то же время большие средства были направлены на поддержку финансовых институтов. В основном это были краткосрочные ресурсы. Возможно долгосрочные средства тоже предоставлялись, но происходило это непрозрачно. К примеру, рынок догадывается, что некоторым банкам Банк развития выделил средства на длительный срок, но публичной эта информация не стала.
- Российские власти, на ваш взгляд, озабоченны проблемой создания механизмов предоставления финансовым институтам долгосрочных ресурсов?
- По-моему, так вопрос не ставится. Особенно со стороны ЦБ РФ - он понимает, что это не его задача. И это действительно не должно входить в его компетенцию. Центробанк предоставляет краткосрочные средства для смягчения провалов ликвидности.
К сожалению, рыночного механизма увеличения долгосрочных пассивов за счет временно-свободных средств государства, нет. Публичные финансы, (т.е. деньги налогоплательщиков), по своей природе не предназначены для коммерческого риска, они, напротив, изымаются из-под коммерческого риска для исполнения функций государства и решения социальных задач.
Средства резервного фонда не должны участвовать в экономике в ее спокойном периоде развития. Если "распечатать" этот фонд, то потеряется основной смысл его создания - страхование обязательств бюджета от кризисных явлений, стерилизация эффекта высоких цен на нефть с тем, чтобы избежать чрезмерного укрепления рубля и "голландской болезни". Прямо сейчас серьезных предпосылок для кризиса отечественной экономики нет, следовательно, нет смысла тратить средства резервного фонда.
- Может ли восстановиться в среднесрочной перспективе благоприятная ситуация на международных финансовых рынках, которая была на протяжении последних примерно двух лет?
- Такого "Эльдорадо", которые мы пережили в 2006-2007 годах, уже не будет. Праздник закончился кризисом. Понятно, что процентная политика Федеральной резервной системы США, которая фактически спонсировала международные рынки капитала, была очень рискованной и ее мы больше не увидим.
В связи с бурным развитием международных рынков капитала в докризисный период, многие российские компании привлекали значительные объемы средств из-за рубежа. Часть компаний финансировалась в российских банках, которые также занимали деньги за границей.
- Ряд компаний планировало рефинансироваться. Рассчитывать по долгам многим придется в течение нескольких ближайших лет. Не угрожает ли продолжение кризиса дефолтами российских нефинансовых организаций?
- В России, на мой взгляд, компании нефинансового сектора в целом не так зависимы от международных рынков капитала, как в ряде развитых европейских стран. Доля их собственных средств в финансировании развития еще высока. Кроме того, внутри страны накоплено достаточно ликвидности, использование которой может нивелировать негативное влияние возможного длительного финансового кризиса.
У крупных компаний, работающих в отраслях металлургии, нефти и газа, несущих на себе существенную часть внешнего коммерческого долга и экспортирующих товары по высоким ценам на мировой рынок есть все возможности продолжать кредитоваться у международных банков.
Российские компании, цена продукции которых лимитирована внутренним спросом, за некоторыми исключениями также не должны испытать проблем, так как рост реальных располагаемых доходов населения поддерживается экспортным сектором. Более того, мы пока наблюдаем инфляцию, которая свидетельствует об избыточном спросе. Получается, что за все заплатит население: за счет роста цен производители и продавцы наращивают собственные средства, которые могут использовать для погашения долговых обязательств.
Естественно, это не бесконечный процесс. Спрос при длительной инфляции может начать снижаться. В случае уменьшения объемов реальных располагаемых доходов и при продолжении увеличения цен, потребление может начать падать, и у компаний возможности дальнейшего развития и расчетов по долгам будут сокращаться.
Следовательно, при затяжном кризисе и необоснованных инфляционных ожиданиях производителей, не исключены дефолты у компаний, ориентированных на внутренний российский рынок.
- Насколько спокойно переживают кризис российские банки? Как они будут себя чувствовать в дальнейшем?
- Не прошло и года, как отечественные кредитные учреждения научились весьма эффективно управлять своей ликвидностью. Поэтому, кризис оказался учебным пособием для наших банков.
Однако финансовая нестабильность в мире, конечно, серьезно скажется на темпах роста активов и капитала отечественных кредитных учреждений, которые в этом году будут, по всей видимости, втрое ниже, чем в прошлом.
- В таком случае, какими будут темпы роста активов российских банков в текущем году?
- На 10-20% за год - не больше. Об этом свидетельствуют тенденции первого полугодия, а также очередная волна кризиса, окончание которого пока переносится на следующий год. Это, конечно, не способствует росту долгового финансирования стран с развивающейся экономикой. В то же время норма внутренних сбережений пока невысока.
- В случае продолжительного мирового кризиса, насколько сократятся темпы роста банковской системы РФ в среднесрочной перспективе?
- Если неблагоприятная ситуация будет сохраняться несколько лет, активы банков могут расти по 10-15% в год. Это при условии, что все уже занятые долги на международных рынках будут рефинансироваться.
- Это плохой сигнал для экономики?
- Это сигнал о том, что компаниям придется для поддержания роста диверсифицировать источники финансирования, например, прибегнуть к сотрудничеству с частными фондами или привлекать стратегических инвесторов.
- В связи со снижением темпов роста кредитования как могут видоизменится кредитные портфели банков?
- Можно ожидать роста доли корпоративных кредитов за счет снижения доли кредитов потребительских и ипотеки. Также мы увидим опережающий рост кредитования малых средних компаний, работающих на сугубо традиционных потребительских бизнес- направлениях, а также рост доли просроченной задолженности.
- Как сильно может увеличиться объем просроченной задолженности в портфелях банков в результате ''кредитной лихорадки" прошлых двух-трех лет?
- Я не могу сказать точно, но рост будет, хотя банки его могут и не показать.
- Во втором полугодии банки смогут продолжать наращивать объемы внешнего долга?
- Я думаю, что банки будут в основном заимствовать для погашения прежних займов, нарастить финансирование не получится. Поэтому к концу года чистый приток капитала в финансовый сектор может быть на уровне нуля.
- Как вы относитесь к новой политике ЦБ по валютным интервенциям? Каковы ее перспективы?
- Это был технический прием, необходимый для того, чтобы заставить нервничать спекулянтов. Но, по-моему, этого не получилось, так как ЦБ по-прежнему в основном покупает валюту и укрепляет рубль. Т.е. он продолжает осуществлять ранее ожидаемую рынком тенденцию. Кроме того, спекулянты, кажется, нашли противоядие и научились нивелировать риск расширения коридора.
По моему мнению, в ближайшие несколько кварталов как минимум, ЦБ продолжит расширять "технический" коридор бивалютной корзины, чтобы дать понять рынку, что рубль в принципе может колебаться довольно сильно.
- Зачем нужно было "издеваться" над спекулянтами?
- Любые Центробанки по понятной причине не любят слишком большую спекулятивную составляющую в составе валютных резервов. Это искажает реальный спрос на деньги и может дестабилизировать ситуацию на рынке, так как спекулятивные средства в любой момент могут "уйти".
- По вашему мнению, как сильно может быть расширен "технический" коридор бивалютной корзины до конца года?
- Центробанк действует, как правило, осторожно. Поэтому, после значительного расширения коридора за первые два месяца (примерно на 30 копеек вниз и вверх - ред.) это может быть по 10 копеек за квартал.
- Когда в России может наступить таргетирование инфляции, переход к плавающему курсу рубля?
- Для этого нужен серьезный стимул. Например, если международный финансовый кризис затянется, что приведет к дальнейшему снижению доллара. Тогда склонность к хранению резервов в долларах значительно снизится и у нас появится большое желание отвязать рубль от доллара. Кроме того, для перехода к таргетированию инфляции требуется большая подготовительная работа, включая выработку жестких правил ограничения роста бюджетных расходов за счет доходов от роста цен на нефть и газ.
- Неужели инфляция в годовом исчислении примерно в 15% не является стимулом для ее таргетирования?
- Пока, нет. Естественно, реакция наших властей на инфляцию таких размеров зависит от реакции населения.
Пока вместе с ростом цен растут и реальные располагаемые доходы населения, в том числе и в первом полугодии текущего года (несмотря на инфляцию в годовом измерении почти в 15% - ред.) и это, конечно, существенно нейтрализует негативные последствия инфляции.
- Согласно последней статистике Росстата, рост ВВП в России уже в значительной степени обеспечен несырьевым сектором экономики. Многие иностранные аналитики заговорили о "структурном сдвиге" в экономике нашей страны и активизации диверсификации экономики. На Ваш взгляд, это справедливое мнение?
Говорить о том, что в экономике РФ произошел "структурный сдвиг" пока нельзя. Подобные показатели основаны на притоке капитала и скачкообразном росте спроса на инвестиции, что позволило расти не только импорту машин и оборудования, но и росту внутреннего производства этих инвестиционных товаров. Если бы мы увидели замещение импортных товаров отечественными, то это было бы твердым свидетельством диверсификации экономики (так как рост производства товаров внутри страны является локомотивом "структурного сдвига" - перехода от сырьевой экономики к несырьевой).
- Каковы тогда перспективы дальнейшей диверсификации экономики РФ в условиях международного кризиса?
- Если финансовый климат не улучшится в среднесрочной перспективе или даже ухудшится, то наибольшее развитие в России опять получат предприятия сырьевого сектора. Цены на их товары высоки и, думаю, сильно не упадут. Следовательно, сырьевые компании продолжат генерировать собственные средства для развития, а также будут использовать выручку в качестве залогов для кредитования за рубежом.
Компании других секторов экономики могут в таких условиях развиваться не слишком активно, так как им будет труднее привлекать капитал как на внешних, так и внутренних рынках.
- Какой должна быть политика государства для стимулирования диверсификации экономики в текущих условиях?
- Очень трудно в двух словах описать все возможные варианты действий правительства, а также необходимые мероприятия. Могу лишь сказать, что дело не только в деньгах. Есть несколько "тревожных сигналов", которые говорят о том, что сегодня наши компании серьезно не мотивированы и не нацелены на диверсификацию экономики и повышение эффективности.
В первую очередь, это отсутствие интереса к повышению производительности труда практически во всех секторах экономики. Во-вторых Ц это отсутствие реального интереса к инновациям.
- Как можно исправить ситуацию?
- Самым действенным мотивом для коммерческих компаний работать эффективно, разрабатывать и внедрять инновации является достаточно жесткая и справедливая конкуренция. Только борьба за рынки в равных условиях рождает производственные идеи и внедряет их в практику. Позитивный пример в этом плане дает отрасль мобильной связи и телекоммуникаций.
Сейчас во многих секторах нашей экономики уровень конкуренции оставляет желать лучшего, можно паразитировать на доступе, на связях, на отношениях.
- Олег Вячеславович, я бы хотела задать несколько вопросов о макроэкономических перспективах России в текущем году. По Вашим оценкам, какой может быть инфляция по итогам года?
- На уровне 13-14%, ближе к нижней границе. Мало надежд на дефляцию в августе. Кроме того, так сложилось, что в России цена на бензин растет в соответствии с динамикой цен на нефть на международных рынках. Пока трудно предсказать, что будет с этими ценами, возможно, что серьезного снижения в этом году мы не увидим.
- А как может увеличиться внутренний валовой продукт?
- ВВП может вырасти на 7-8%. Вряд ли темп роста этого года опередит прошлогодний. В первую очередь это связано со снижением объема инвестиций в основные активы и замедлением темпов жилищного строительства.
- Тогда какого вы ожидаете чистого притока капитала?
- Раньше я был согласен с прогнозом ЦБ - примерно 40 миллиардов долларов в 2008 году. Но сейчас, судя по показателям первого полугодия, неопределенной ситуации с перспективами развития финансового кризиса, ожиданиями дальнейших списаний и прочего, инвесторы сократят свои аппетиты. Когда предлагался прогноз в 40 миллиардов долларов, ожидалось, что будущее мировой финансовой системы можно будет начать прогнозировать уже в первом квартале - середине 2008 года. Сейчас эти возможности передвигаются на неопределенный срок. Поэтому международные инвесторы, на мой взгляд, будут менее охотно, чем предполагалось, вкладывать средства в развивающиеся страны.
Чистый приток капитала может быть на уровне 30 миллиардов долларов в целом за год. Таким образом, во втором полугодии мы можем увидеть около 20 миллиардов долларов нетто-притока, вместо ранее озвученных ЦБ РФ 30 миллиардов долларов.
- Центробанк продолжает заявлять о желании консолидировать российский банковский сектор, укрупнить его и уменьшить число банков. Однако пока ЦБ не выработал политику, стимулирующую этот процесс. Как в России можно осуществить укрупнение банковской системы, по Вашему мнению?
Сейчас готовится законодательство, которое позволит упростить процесс слияний и поглощений и банков, и компаний.
На самом деле процесс укрупнения уже идет за счет покупок или присоединений небольших региональных банков. Возможно скоро он ускорится, но в любом случае мы будем иметь дело с органическим процессом укрупнения. Что зависит от ЦБ напрямую, так это эффективность надзора, с ростом которой склонность к слияниям и поглощениям будет возрастать.
- Банки в первом полугодии не испытывали трудностей с ликвидностью, однако в связи со снижением прогнозов по чистому притоку капитала, им могут понадобиться средства. Некоторые банки говорят о возможности проведения IPO в текущем году. Может ли быть спрос на их бумаги со стороны иностранных инвесторов?
- Сомнительно, что сегодня к акциям банков возникнет серьезный интерес портфельных инвесторов. Сейчас очень высока волатильность рынка, очень быстро меняются мнения инвесторов. Поэтому рынок банковских IPO пока недоступен.