Рейтинг@Mail.ru
Куба - Россия: новая попытка сближения - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куба - Россия: новая попытка сближения

Читать ria.ru в
Дзен
Новый импульс российско-кубинским отношениям должен придать визит вице-премьера России Игоря Сечина на Кубу, начавшийся 30 июля. Обе страны практически одновременно заговорили о заинтересованности в расширении экономического сотрудничества.

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

Россия в начале бурных 1990-х годов бросила Кубу, своего верного союзника в Новом Свете, в буквальном смысле на произвол судьбы. Но кубинцы, как ни странно, выжили, не отказавшись при этом ни от революционных идеалов, ни от ставки на построение социализма. И уже не первый год российские власти пытаются восстановить прежние связи и влияние в этом райском уголке земли. Новый импульс российско-кубинским отношениям должен придать визит вице-премьера России Игоря Сечина на Кубу, начавшийся 30 июля.

С начала 1990-х годов Москва отказалась от экономической помощи Кубе, которая выражалась в покупке по завышенным ценам и в огромных количествах кубинского сахара и поставкам в обмен на него 13 млн тонн российской  нефти ежегодно. Из этого объема только 9 млн тонн шло на внутреннее потребление, а остальное Гавана с выгодой продавала за рубеж. Последняя крупная сдача позиций России на Кубе произошла в 2003 году, когда  полностью был ликвидирован объект радиоэлектронной разведки в Лурдесе, на котором в былые годы базировалось около 1000 российских военнослужащих.

Но, как и в случае со многими бывшими партнерами по соцлагерю, сейчас окрепшая и пытающаяся вернуться на Кубу Россия встречает там взаимопонимание. Обе страны практически одновременно заговорили о заинтересованности в расширении экономического сотрудничества.

Серьезной попыткой возрождения двухстороннего сотрудничества стал визит на Кубу в сентябре 2006 года тогдашнего премьер-министра России Михаила Фрадкова. Тогда был урегулирован долг Кубы перед Россией в $166 млн, и  сразу же получен новый российский кредит в $355 млн под закупку российской техники в 2006-2008 годах. Этот кредит стал своего рода пилотным проектом по поддержке российского экспорта на Кубу и развитию двусторонних отношений.

Правда, через несколько дней, вернувшись в Москву из Гаваны, Фрадков в сердцах раскритиковал российские компании за крайне низкое качество техники, которую они намеревались поставить под правительственный кредит. Так можно  только консервировать взаимную техническую отсталость. России и Кубе, в первую очередь, надо развивать сотрудничество в перспективных сферах: биотехнологиях, медицине, туризме, коммуникациях, недвижимости, электроэнергетике и разведке углеводородов.

 Тем не менее, не особо избалованные техническими новшествами кубинцы смогли благодаря кредиту, полученному в 2006 году, подзакупить запчастей для поизносившейся техники, поставленной еще во времена Советского Союза. Кроме того, к настоящему времени на Кубу поставлены 6 российских гражданских самолетов: три Ил-96 и три Ту-204; в ближайшей перспективе планируется поставить еще  несколько авиалайнеров. Кубинские представители, видимо, на том  основании, что у них появились три дальнемагистральных Ил-96, утверждают, что уже до конца нынешнего года интенсивность авиасообщения между Кубой и Россией возрастет в два раза. В 2007 году были  подписаны контракты на поставку 200 автобусов ЛиАЗ, такого же количества грузовых автомобилей КАМАЗ, а также лифтового оборудования.

Собирается вновь развернуться на Кубе и «АвтоВАЗ», продающий свои «Лады» на острове Свободы с 80-х годов прошлого века. В российском автоконцерне сейчас утверждают, что  планируют не только поставлять на Кубу автомобили и запчасти, но даже создать сборочное производство, и продавать более 2 000 автомобилей в год. На «АвтоВАЗе» полагают, что «Лады» обладают оптимальным соотношением цены и качества для жителей острова.

Благодаря госфинансированию российского экспорта начал расти товарооборот между двумя странами. Если в 2005 году он составлял $125 млн, в 2006-м - $231 млн, то  в 2007-м - уже почти $285 млн. Произошло увеличение этого  показателя, ясное дело, за счет увеличившегося ввоза на Кубу российской  машинно-технической продукции. В целом российский экспорт на Кубу в 2007 году составил почти $217 млн; кубинский импорт в Россию - $68 млн, большую часть которого, по традиции, составил сахар-сырец.

Но что же нового в современных условиях может Россия предложить Кубе? Ведь очевидно, что мобильные телефоны, компьютеры и прочая бытовая электроника, которую с недавнего времени новый кубинский лидер Рауль Кастро разрешил покупать всем кубинцам, наверняка будут поставляться из Китая.

Безусловно, что Россия могла бы предложить Кубе помощь в разведке нефти в ее экономической зоне Мексиканского залива, а в дальнейшем и строительство нефтеперерабатывающих мощностей на острове. Но если  в Венесуэле российские компании уже застолбили за собой нефтеносные участки в долине реки Ориноко, то возможность осуществления кубинских нефтяных проектов пока лишь рассматривается.

Область же, где без всяких промедлений Куба и Россия могут расширять сотрудничество - безусловно, туризм. Фидель Кастро в поисках новых источников валютной выручки стал активно развивать на Кубе туристический бизнес. Вся туристическая инфраструктура, рассчитанная на интуристов, уже создана на Кубе в 1990-е годы и продолжает совершенствоваться. К сожалению, числом российские туристы на  Кубе сильно уступают испанцам, французам, немцам, канадцам и проч. Количество россиян, посетивших Кубу и в 2006-м, и в 2007-м годах, стабильно держалось чуть ниже отметки 16 000 человек в год. Это явное упущение Ростуризма и частных российских туроператоров, недостаточно рекламирующих отдых на Кубе среди россиян.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала