Рейтинг@Mail.ru
«Конвенция хороших парней» и как с ней бороться - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Конвенция хороших парней» и как с ней бороться

Читать ria.ru в
Дзен
На вопросы корреспондента РИА Новости Ольги Курляндцевой ответила генеральный директор российского ресурсного центра международной антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International) Елена Панфилова.

Блог Ольги Курляндцевой 

На вопросы корреспондента РИА Новости Ольги Курляндцевой ответила генеральный директор российского ресурсного центра международной антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International) Елена Панфилова.

- Первый вопрос, конечно же, о текущих событиях: недавно было объявлено о создании и претворении в законы к концу года некоего национального антикоррупционного плана. Верите ли вы в искренность этих усилий власти и их возможную эффективность?

- Борьба с коррупцией может «пойти», а может - пойти самыми разными способами. Понимаете, темой противодействия коррупции человечество занимается очень давно, и весь инструментарий по противодействию коррупции уже хорошо известен. Безусловно, никакой «бином Ньютона» в том, чтобы создать российский национальный антикоррупционный план, не существует.

Другое дело - что этот план может быть либо совершенно декоративным: два притопа, три прихлопа, какие-то там заявления, некоторое количество ритуальных «посадок» оборотней в погонах. А может, с другой стороны, быть реальным. Реальный антикоррупционный план будет очень болезненным для нашей управленческой, политической системы, потому что он будет включать меры, которые поставят «на уши» то верховенство понятий, которое у нас так долго заменяло верховенство закона.

Назову основные элементы. Чтобы реально обеспечить подотчетность государственных, правоохранительных, судебных органов - любых органов управления обществом - совершенно кардинально и полностью должен быть пересмотрен статус публичных должностных лиц. Вот у нас сейчас все говорят о том что, мол, «давайте ограничим чиновника». А ведь все прекрасно понимают, что коррупция - это не только чиновник. Коррупция - это и депутаты, и судьи, и правоохранители, и политики, а также - руководители госкорпораций и многие другие. Если мы ведем речь только об ограничении статуса государственных служащих, сильно ли это повлияет на ситуацию? У нас получится группа людей с ограничениями, и огромная группа людей без ограничений. И - безо всякого контроля.

Соответственно, встает вопрос: не должна ли быть выстроена в России совершенно иная система кадрового отбора, контроля и ограничений для тех людей, которые хотят, в той или иной форме, распоряжаться публичными ресурсами и принимать публично важные решения?

- А эту систему вы предлагаете создать по образу и подобию какой-то системы, уже существующей где-то в мире?

- Она существует везде в мире, кроме стран, скажем так, с недоразвитыми демократиями. Причем, существует давно и успешно.

- А в чем ее главное принципиальное отличие от той системы, которая действует у нас?

- Принципиальное отличие в том, что если у нас во главу угла ставится государственная служба, то там речь идет о так называемой public service - о службе обществу. Это серьезное идеологическое различие, которое абсолютно по-другому выстраивает как систему приоритетов этой самой службы, так и систему отчетности. Ведь у нас у граждан часто возникают претензии: вот, мол - как же так, меня госслужащий не обслужил, или что-то сделал не в моих интересах, а я же плачу налоги, и он существует на мои деньги. А ведь сам госслужащий абсолютно так не считает.

- Потому, что он работает на государство?

- Да потому, что он не с каким этим оскорбленным гражданином, ни с каким обществом контракта не подписывал. Подписывал он контракт с конкретным ведомством, и интересы ведомства для него важнее всего - только они для него и существуют. А все, что касается граждан, это для него вопрос доброй воли.

- Но, с другой стороны, если коррупция мотивирована, в первую очередь, личной выгодой, так какая, в принципе, разница, должен ли он защищать интересы ведомства или интересы граждан, если он все равно будет делать не то, что должен?

- В новой системе, на публичных должностных лиц будут накладываться, с одной стороны, серьезные ограничения и требования. С другой - общество будет им за эти ограничения и требования что-то предоставлять. Ведь сегодня у нас любой человек на бюджетной зарплате, как бы он ни работал, все равно получает ее. И при этом, мы - общество - абсолютно ничего от него не требуем. Мы ничего про него даже не знаем: хороший он, плохой ли, как он попал на работу: по блату ли, или по протекции . А ведь должна быть выстроена система, предполагающая строгий и четкий критерий кадрового отбора. При этом, все это должно быть абсолютно публично.

Тут действует известный принцип «кнута и пряника», причем кнут должен быть достаточно жесткий. С одной стороны, должностные полномочия должны быть четко прописаны в административных регламентах, и в них также должны быть прописаны санкции за невыполнение этих административных регламентов.

Скажем, если написано, что чиновник должен выдать человеку паспорт в течение месяца, то, когда на 32-й день этого паспорта нет, там должно быть четко прописано, что с этим чиновником каждый конкретный гражданин сможет сделать.

- Но тут связь с коррупцией-то какая-то опосредованная. Мы сейчас говорим об эффективности государственной системы - а ведь, говоря о коррупции, мы подразумеваем другое. То, что мы приходим за паспортом, и вынуждены платить за то, чтобы сделать его в установленный законом срок. Каким образом эта новая система поможет бороться с рыночными отношениями на всех уровнях власти?

- С одной стороны, как вы верно заметили, административные регламенты выстраивают структуру эффективной власти, но внутри нее все равно есть жадные люди. Но если этот жадный чиновник или милиционер попросит сто долларов у одного гражданина, у другого, то рано или поздно эти деньги у него отложатся в виде дополнительной собственности, дополнительного имущества. Он ведь попросит сто долларов не один раз - и эта дополнительная собственность сразу будет видна в новой системе контроля.

- Ну, например, милиционер. Допустим, он попросит пять раз в месяц сто долларов . Триста из них он пропьет, двести отдаст любовнице. Они никуда не отложатся у него. Или даже не пропьет, а купит на эти деньги новый холодильник, но в семье, где еще есть работающие жена, теща и зять, не понять ни одному контролирующему органу, откуда именно взялся у них этот новый холодильник.

- А вы послушайте. Мы пришли к тому, что должны быть инструкции, за невыполнение которых этому милиционеру могут дать «по башке». У граждан появится возможность влиять на него, на 32-й день после подачи заявления на паспорт предпринимать какие-то действия. Дальше мы следим за тем, чтобы у многих не появилось лишнего холодильника, или лишнего «Феррари», или еще чего-нибудь лишнего. Это - «кнут».

Но параллельно у нас должен быть и пряник. Этому милиционеру, или муниципальному служащему, мы должны, с другой стороны, гарантировать некий социальный пакет, чтобы он каким-то образом был привязан к этой службе и считал, что служение обществу - это дело не только благородное, но и полезное для него лично и для его семьи.

Конечно, ни в одной стране мира при поступлении молодого государственного служащего на работу или службу в правоохранительные органы нет бешеных зарплат. Но неправильно и то, что у нас сейчас все, и хорошие, и плохие, получают одинаково - и тот, который пьет, и тот, который действительно стоит и регулирует движение. А должна быть привязка компенсационного пакета к безупречной службе и к исполнению служебных обязанностей максимально хорошим образом.

И тогда мы скажем этим самым правоохранительным или муниципальным или государственным служащим: пока ты маленький, вот тебе зарплата, но мы тебе даем еще вот такие-то социальные гарантии. Например, если у тебя пять лет безупречной службы, у тебя появится беспроцентный кредит на получение жилья, а еще 10 лет безупречной службы ты получишь кредит на образование детей, а еще через 20 лет у тебя будет такая вот пенсия, которая вполне себе конкурентноспособна на рынке пенсий в частных структурах.

И тогда коррупционными ограничителями для этого милиционера станет кто? Уже не мы с вами, общество и журналисты, не закон, а собственно супруга, свекровь, теща, и кто там еще, как вы сказали, у него есть. Потому что для низового звена обеспеченная линия жизни значит значительно больше, чем то, сейчас они ухватят 500 долларов, и потеряют все.

И в этом случае уже жена Зина, или свекровь Мария Алексеевна, сама первая даст по башке этому менту за то, что он там где-то эти 500 долларов слупил, при этом создав риск, что они потеряют право на это самое социальное обеспечение.

Необходимо создавать стимулы не просто к службе, а к безупречной службе, к эффективной службе.

- По поводу судей - в последнее время именно о коррупции в судебной системе говорит Президент. Так ли она ужасна? Я много бываю в судах, и у меня складывается ощущение, что многие судьи выносят те решения, которые выносят, скорее по непрофессионализму, из-за неинформированности, из-за низкой судебной культуры, из-за того, что подменяют закон личными взглядами - но вовсе не потому, что хотят «видеть деньги».

- Проблема коррупции в судебной ситуации - это проблема зависимости судьи. Да, там есть проблема и с кадрами - все время задаешь себе вопрос, кто эти люди? Как и зачем они там оказались? Но это другая проблема. Проблема с коррупцией - в том, что судьи должны быть абсолютно независимы от двух групп влияния. Во-первых, от государства, во-вторых - от стороннего влияния, когда можно прийти и повлиять на человека конвертом или угрозами.

Довольно частая ситуация когда, например, бизнес судится с государством. Тут начинает играть роль административный ресурс -- давление, зависимость. И эти вот затюканные со всех сторон судьи на низовом уровне, в районных, городских судах, они в этой вот системе доминирующего государства никогда не знают -куда бежать? Как принимать, скажем, как записано в законах, решения «согласно своей убежденности на основании действующего российского законодательства»? Какая убежденность, если губернатор судится с бизнесменом, а этот судья полностью, начиная от помещения, в котором он сидит, зависим от местной власти?

- А почему полностью зависим? У нас же есть несменяемость судей?

- А если губернатор, с которым судятся, отключит в задании суда отопление? Ведь может?

- Ну, гипотетически ...

- И чего судье делать?

- Ну, в прокуратуру пожаловаться на этого губернатора. Или на работу не ходить. На уровне административного ресурса ли у нас, и правда, творится самый большой беспредел? У нас что, губернаторы повально отключают в судах отопление, что ли? Самая большая проблема-то у нас где?

- Именно в том, что их не мы - общество, ни наша власть, не защитила от абсолютно самых разных групп влияния. У нас судьи получились людьми довольно зависимыми. И эту проблему все решают как могут. Кто-то начинает брать все, что дают, кто-то выносит какие-то странные половинчатые решения, в которых ничего непонятно.

Есть, конечно, вопиющие примеры - это, например, рейдерство. Вот все сейчас бегают и кричат - «Рейдерство! Рейдерство!». На самом деле, рейдерский захват есть не что иное, как проявление судебной коррупции .

- А разве не может в таких делах иметь место доверчивость, непрофессионализм судьи, глупость, наконец?

- Судья может быть сколько угодно доверчивым, но он может отличить фальшивые документы от нефальшивых, он может, наконец, заслушать стороны, если это честный судья. Рейдерство - вот показатель того, в каком состоянии находится наша судебная система. Если бы не было коррупции в судах, не было бы рейдерства. Такой проблемы бы в принципе не существовало.

- А ответ ли на это - увеличение независимости судей? Потому что вот некоторые считают, что у судей слишком много иммунитета и потому, мол, на них нет управы. И потом - кто, в новой системе, будет следить за эффективностью судей? Эти люди как раз и превратятся в новый рычаг влияния на этих судей. Деньги понесут к ним, а они будут просто угрожать.

- За независимостью судей во всем мире следят сами судебные органы. Судья потому и независим, что никакая ветвь исполнительной власти не может повлиять на него. Но, с другой стороны, судейское сообщество не должно превращаться в закрытую касту, потому что закрытая каста внутри себя скрывает все скелеты в шкафу, и коррумпированных судей, и еще много чего.

Так что если речь идет о том, что в нынешней ситуации необходимо проведение судебной реформы - речь не идет о том, чтобы заскочить туда с шашкой и всех порубать, и остаться без каких-либо судов, и без хороших, и без плохих.

Речь идет об очень тщательной, филигранной реформе судебного сообщества, и о более квалифицированном отборе тех, кто замещает должности судей, и о действиях по независимой оценке судебных решений, вынесенных судьями, которые подозреваются в коррупции, которые выносит квалификационная коллегия судей.

У нас есть категории должностных лиц, которые обладают некоторым иммунитетом, в том числе судьи. Речь идет, не дай бог, не о том, чтобы лишить их иммунитета, а о том, чтобы усовершенствовать процедуру снятия иммунитета в случае, если в отношении данных судей и иных должностных лиц, имеются доказательства связанные с совершением ими должностных, или любых других, преступлений.

- Имеются - у кого?

- У правоохранительных органов

- То есть, у самой, по данным Трансперенси Интернешнл, коррумпированной российской структуры?

- Мы просто с вами не с того начали. Коррупция в России - вещь не тривиальная. Задача борьбы с коррупцией - вещь еще более не тривиальная. Потому что в России есть все типы коррупции, известные истории. У нас есть, в первую очередь, низовая (бытовая) коррупция, то есть когда взятки дают простые граждане. Причем, низовая коррупция тоже разная. Самое первое - есть «взятка комфорта»....

- А насколько распространен миф о том, что у нас вся коррупция не из-за того, что берут, а из-за того, что дают? То есть если народ перестанет давать, то и коррупции никакой не будет? Насколько «психология давателя» у нас действительно является национальной проблемой?

- Нет никакой психологии давателя. Есть конвенция хороших парней. Мол, они бедные и мало получают, а я всегда спешу, и мне надо быстрее. Что такое взятка комфорта? Есть 1001 случай, когда взятку можно не давать, и все сделать по закону. Но мы чего хотим? Мы хотим быстро, наверняка, здесь и сейчас.

А есть взятка выживания. Речь идет о том, когда без взятки ты просто не сможешь получить что-то, от чего принципиально зависит твоя жизнь. Что это? Медицина, образование, армия и так далее.

Но нужно хорошо понимать, что, в принципе, даже взятка комфорта физически убивает людей, конкретно убивает. Ведь в Беслане те террористы доехали туда через полицейские кордоны. Террористки-смертницы, взорвавшие в 2005 году самолеты, как известно, поднялись на борт за такую же «взятку комфорта» - 1500 рублей.

- Но ведь и должностной инструкции искать в каждой машине оружие у «гаишника» тоже нет. Он-то талон техосмотра проверяет. А у террориста может, и правда, быть в наличии этот талон. Тогда что, тоже «гаишник» виноват?

- Важно не хватать 500 рублей сразу. Потому что тот, у кого оружия нет, он и не будет их сразу давать. А готовность сразу заплатить, может предполагать как то, что человек просто хочет уехать, так и то, что у него действительно есть какие-то поводы не проходить досмотр. Взятка комфорта -это взятка для хороших. Мы все так договорились. А про то, что если человек действительно пьяный и едет по встречной полосе, это как раз сюжет из серии «коррупция убивает». Человек, заплативший «гаишнику», в конце улицы сбивает семью. Кто виноват? Тот, кто за рулем, или тот, кто его опустил?

- Оба.

- Должна быть совокупная ответственность и того, и другого - а у нас ответственность гаишника в такой ситуации не существует.

Помимо низовой коррупции, есть административная коррупция. Это малый и средний бизнес. То, что мы слышим всегда - пожарники, миграционная служба, какие-то другие проверяющие инстанции. Туча чиновников, которые контролируют бизнес.

Если кто-нибудь попытается разобраться со всплеском инфляции в последнее время, он с удивлением обнаружит, что макроэкономических причин для такого всплеска инфляции значительно меньше, чем эта самая инфляция. Потому что, скажем, угловой магазин, куда мы ходим покупать молоко нашим детям - к нему приходят пожарники, а он что, из своего кармана платит? Понятно, что он не платит из своего кармана. Он не Джордж Сорос, и не филантроп ни разу. Он каким образом компенсирует все эти деньги, которые он платит всем этим поборщикам? Повышает цену на свой товар. И вчера пакет молока был 20 рублей, потом 24, сегодня стал 26, в отсутствие каких-либо экономических причин.

- Ну это наверное проходит цепочку. То есть складываются эти цены из надбавок на всех стадиях прохождения товара.

- Ну да, понятное дело, что сначала (пожарные) навестили ферму, они повысили (цены). Потом транспортную компанию - они повысили.

- То есть, вы утверждаете, что у нас в инфляции есть существенная коррупционная составляющая?

- Безусловно. И вот это административная коррупция в действии. Потом, у нас есть верхушечная коррупция - откаты, приватизация, продажа госсобственности, управление госсобственностью. Речь идет о тех людях, которые, понятное дело, в конвертах взятки не берут, но могут кому-нибудь присудить контракт с откатом в 40 процентов, и этих 40 процентов достаточно, чтобы он и его дети и все родственники жили безбедно всю оставшуюся жизнь.

Есть ли экономические причины роста стоимости жилья в Москве в 10 раз за последние 8 лет? Экономических причин для ДЕСЯТИ раз нет - в несколько раз могут быть, безусловно, но экономических причин для такого роста, который произошел, нет.

- Но это было может быть скорее искусственное занижение цен на недвижимость в 2000 году, вызванное дефолтом.

- Первичка, которую строили, она вся была 300 долларов за квадратный метр. А теперь 2500 - 3000 долларов. Что подорожало? Рабочая сила? Бетон? Машины?

- Вы пытаетесь сказать, что здесь тоже коррупционная составляющая?

- Конечно! При 40 процентах «отката» - это то, что мне строители по Москве рассказывали - это переносится в цены. В итоге вся наша экономика и все вообще, что происходит вокруг нас, получается либо переоцененным, то есть мы переплачиваем за многие товары и услуги, либо качество начинает хромать.

Четвертый вид - у нас есть политическая коррупция. Назначения за деньги, выборы за деньги, то как у нас вообще происходят выборы - безусловно, тут есть огромная, просто нечеловеческая коррупционная составляющая.

Плюс, у нас ведь еще, к тому же, непростая страна, большая. У нас есть муниципальная власть, региональная власть, районная, и на каждом уровне могут происходить любая из четырех видов коррупции, или все вместе или в любой комбинации. Плюс, у нас на уровне каждого чиновника изобретено контролирующее ведомство.

И тут приходит человек и говорит: я хочу побороть коррупцию! Смотрит на это все, и думает - а с какой стороны начинать? На самом деле, в странах, где все получше в плане коррупции, есть еще некие вещи, которые их отличают от тех стран, где похуже. И на самом деле это пять вещей, пять прекондиций, обязательных условий для успешной борьбы с коррупцией или отсутствия коррупции в стране.

Условие первое - реальная политическая конкуренция. Вторая - верховенство закона. Верховенство закона -- это неизбирательность и неизбежность правоприменения , вот такая банальная вещь.

Третий элемент - свободные средства массовой информации. Потому что мировая история и мировой исторический опыт не придумали пока еще никакого иного медиатора между обществом им властью. Только через СМИ власть может рассказать обществу, как она собирается бороться с коррупцией, а общество рассказывает власти, как оно себя чувствует по поводу коррупции.

Четвертый - реальная рыночная экономика. Если есть реальная рыночная конкуренция, то количество свободных игроков, выступающих на рынке, серьезно минимизирует коррупционные возможности.

И пятое -это гражданское общество. Под гражданским обществом я отнюдь не понимаю некую совокупность НКО. Совокупность НКО это не более чем совокупность НКО. А тут речь идет о том, что должно существовать общество неравнодушных граждан. То есть некое общество, в котором очень много таких, которые говорят: я платить не буду.

- А это откуда берется?

- Оно вырастает, со временем, абсолютно везде. Не знаю, кто в этой стране помнит, что нам всего 17 лет.

- Те, кому кажется, что она не очень отличается от Советского Союза, в котором мы все выросли.

- А она не отличается потому, что у этого ребенка, у этого подростка 17-летнего, мама и папа - Советский Союз. Он на них похож. А ведь за всю многовековую истории России не было низовой самоорганизации граждан.

- А как же революционное движение?

- Да, был маленький зазор между 1871 и 1917 годом. Они немножко посамоорганизовывались, и получилось то, что получилось. Так вот, граждане берутся из осознания себя собственно гражданами, налогоплательщиками, собственниками и так далее. Гражданское общество не берется от количества созданных организаций.

Коррупция - это делание денег из воздуха. И люди, которые делают очень крупные деньги из воздуха, совершенно не хотят, чтобы это положение дел нарушалось.

- А наши граждане готовы противостоять коррупции, жаловаться на нее? К вам, например много обращаются?

- Обращаются - но только на последней стадии, уже когда «взятка выживания» не сработала. Когда отобрали квартиру. Когда на другой стороне в судебном процессе кто-то заплатил больше. Когда уволили.

- А вы можете этим людям чем-то помочь?

- Нет. Мы, по своему уставу, не занимаемся расследованием отдельных дел о коррупции. Максимум, что мы можем, это от своего лица написать письмо в органы какие-то. Но, на самом деле, если честно, все это чисто психотерапия. Когда к нам приходят окончательные жертвы коррупции, это обычно значит, что им уже не помочь.

- А если бы эти люди приходили раньше? Что, вообще, человеку делать, если он еще не окончательная жертва, но уже понимает, что скоро ею станет? Если он к вам придет в этот момент, вы чем-то сможете помочь?

- Как ни странно, есть честные правоохранители, есть честные судьи, есть относительно честные депутаты, и мы многих из них знаем, и иногда, когда человеку еще можно помочь, мы людей к ним отправляем.

- Вы действительно считаете, что это странно, что они есть, или это была оговорка?

- На фоне нашего с вами разговора, это звучит крайне странно. Но они есть.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала