Обнародован для обсуждения проект новой конституции Туркмении - одной из наиболее закрытых, в определенном смысле, стран Центральной Азии. В нем предлагается ряд существенных изменений государственного устройства, в частности, упраздняется ныне действующий высший представительный и законодательный орган власти - Народный Совет (Халк Маслахаты), усиливаются полномочия парламента. За комментарием журналист РИА Новости Ольга Серова обратилась к эксперту по ЦА Камилжану Каландарову - доктору философских наук, государственному советнику РФ.
- Насколько существенны предлагаемые в проекте новой конституции Туркмении изменения, как они могут повлиять на политическую ситуацию в этой стране?
- Мне этот проект очень понравился. Там есть существенные моменты, которые обнадеживают. Во-первых, то, что, вопреки предсказаниям некоторых международных экспертов, Туркменистан не отказался от принципа нейтралитета. Это очень важный политический момент. Во-вторых, в проекте сказано, что президентом может быть любой гражданин Туркменистана не моложе 40 и не старше 70 лет. Это революционное положение - по двум причинам: в действующей Конституции записано, что президент может быть только из числа туркмен. А во время следующих выборов, я надеюсь, граждане этой страны смогут избирать президента любой национальности - и туркмена, и русского, и казаха, и узбека - естественно, владеющего туркменским языком. Важно и то, что для президента определен возрастной ценз, то есть те баталии, которые возникали в Халк Маслахаты, чтобы президент избирался пожизненно, чтобы был установлен султанат, уходят в прошлое.
Как человеку, родившемуся в Туркмении и небезразличному к этой стране, мне хотелось бы позволить себе дать две рекомендации. В преамбуле говорится: мы, народ Туркменистана... Было бы замечательно, если бы прозвучало: мы, многонациональный народ Туркменистана. И второе. К сожалению, в этом проекте осталось положение, в соответствии с которым за жителями сохраняется только одно гражданство - Туркменистана. Мне как правозащитнику жаль, что граждане страны не смогут иметь российское гражданство одновременно с туркменским - а многие были бы в этом заинтересованы.
В целом же я думаю, что решение туркмен привести свою Конституцию в соответствие с мировыми стандартами - правильно и своевременно.
И мне не понравилась информация о том, что США готовы оказать помощь туркменскому народу в проведении конституционных реформ - об этом заявил помощник госсекретаря США Ричард Баучер. Мне непонятно, с какой стати правительство США вызывается проводить подобные реформы в независимом Туркменистане.
- Каков сегодня уровень российско-туркменских отношений, и по каким направлениям они могут развиваться в ближайшем будущем?
- Хочу подчеркнуть, что отношения с Туркменистаном - это одно из ключевых направлений внешней политики России сегодня. Вся Центральная Азия является для нашей страны территорией жизненно важных интересов. Но если с другими странами региона у России более-менее отлаженная система взаимоотношений, то на туркменском направлении предстоит еще многое сделать.
Относительно сегодняшнего Туркменистана можно сказать так - в стране происходит обновление. Здесь хотелось бы предостеречь от увлечения хлесткими ярлыками. Очень однобоко представлять известные внешние проявления туркменских реалий только как прихоти одного человека. Нет сомнений, то, что в этой сфере происходило до 2006 года в Туркменистане, выходило за все возможные рамки. В том числе и для самих туркмен. Культ вокруг личности Сапармурата Ниязова укоренен, скорее, не в национальной традиции, а представляет собой рецидив эпохи коммунистических вождей. Нынешнее руководство Туркменистана определенно взяло курс на большую интеграцию страны в международное сообщество. И это необходимо учитывать.
Первоочередной задачей политики России на туркменском направлении, безусловно, является газовый вопрос. Точнее, реализация заключенного год назад российско-казахстано-туркменистанского соглашения по строительству Прикаспийского газопровода по транспортировке газа из Туркменистана через Казахстан в Россию. Ведь эта магистраль может создать серьезную конкуренцию планируемой при участии ЕС Транскаспийской газовой магистрали. Проблема в том, что реализация проекта продвигается не теми темпами, как намечалось. Начало строительства было запланировано на середину 2008 года. Но практической работы еще не видно. Однако сейчас есть шанс двигаться быстрее, поскольку политическое кураторство вопроса со стороны России перешло к Дмитрию Медведеву, а он далеко не новичок в этих делах, долгое время был председателем Совета директоров «Газпрома».
Москва должна оптимально использовать сложившуюся геоэкономическую ситуацию. На мой взгляд, на голубую нить газопровода нужно «повесить» действия по многостороннему проникновению в экономическую и социально-гуманитарную сферу. Российский финансовый и технологический потенциал может быть использован для восстановления актуальных для Туркменистана научной и образовательной отраслей. Особенно перспективными проектами являются создание образовательных структур для подготовки специалистов нефтегазовой отрасли. У России в этом смысле имеется уникальный опыт советских времен, которого не имеет ни одна страна. Кстати, сейчас в Туркменистане готовится к открытию филиал Московского института нефтегазовой промышленности имени Губкина.
Не призываю закрывать глаза на препятствия по освоению Каспийского шельфа, главная причина которых носит политический характер и связана с вопросом о разделе Каспия. Все остальные - рельеф дна, проблемы договорно-правового характера - второстепенны. При этом необходимо заметить, сегодня новое руководство Туркменистана уже создало задел для преодоления трудностей в отношениях с Азербайджаном, возникших, будем говорить честно, и в результате не всегда адекватных шагов прежних ашхабадских лидеров. Для инвестиций в нефтяную отрасль появилась серьезная основа. Более того, прошедшая в прошлом 2007 году в Ашхабаде крупная выставка-конференция в сфере нефтегазодобычи, в которой участвовало более 460 иностранных делегаций, продемонстрировала повышенный интерес именно к шельфовым разработкам. Запасы черного золота также представляются значительными. Правда, пока в Туркменистане добывается немного нефти - примерно 131 тыс.баррелей в сутки, но потенциальные ее запасы по объективным оценкам составляют не менее 6 млрд.баррелей ( 822 млн.тонн).
Гораздо более значительны в этой стране газовые ресурсы. Их доказанный объем составляет, по меньшей мере, 2,8 трлн. кубических метров. Еще больше, возможно, их находится на шельфе страны - до 10-14 трлн. кубических метров. Учитывая, что в последние годы газодобыча в стране неуклонно падала, можно предположить, что эта сфера станет основой для возрождения туркменской экономики, и здесь видится большое поле для приложения финансовых и технических инвестиций.
Наконец, надо четко представлять себе, что обновление экономики влечет за собой ее диверсификацию. И в развитии отношений России и Туркменистана именно комплексный подход может дать весьма динамичную перспективу. Думается, перспективными сегодня были бы инвестиции в промышленное строительство, телекоммуникации, туризм, транспорт. Например, строительство железнодорожной магистрали, связывающей Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран, организация паромного сообщения на Каспии. Но при этом необходимо постоянно учитывать, что инвестиции в такую страну, как Туркменистан, во многом зависят не только от финансовых и технологических возможностей, но также, и порой в первую очередь, от политической и правовой ситуации в стране и регионе.
- А что можно сказать о перспективе гуманитарного сотрудничества наших стран?
- Нынешний Туркменистан экономически и социально сложился в годы СССР, в его строительстве принимал участие весь советский многонациональный народ. Тогда в республику приезжали специалисты из различных регионов страны, создавалось множество смешанных семей. И вдруг в одночасье между людьми прошла ни какая-то формальная, а вполне реальная и жесткая пограничная полоса, был введен визовый режим. Не думаю, что это нормально. Более того, можно предположить, что именно решение вопроса о гуманитарных и культурных связях, взаимодействие между людьми будет в конечном итоге благоприятно влиять на подвижку в экономических делах, а не наоборот. Поэтому неотложной задачей, требующей решения на высшем уровне должен стать вопрос об отмене виз между нашими странами, большая свобода перемещения и параллельный этому процесс активизации всего комплекса научно-технических, культурных и гуманитарных связей.
Необходимо понимать, что основой прочных и по-настоящему дружественных отношений между странами может быть только всестороннее сотрудничество, охватывающее интересы не только государства, но и общества. У России и Туркменистана общее прошлое, а это значит общие достижения, смешанные семьи, активные дружеские отношения на уровне простых людей. Нужно, чтобы радуга этого многообразия вновь зримо засияла. И это будет ясным свидетельством (в том числе и для официального Ашхабада), что в России сохранился серьезный интерес к Туркменистану.
В качестве первого шага могу посоветовать всем СМИ давать более разнообразную информацию об этой стране. Можно подумать и о создании газеты или журнала, посвященного Туркменистану. Ведь сегодня, несмотря на всю продвинутость информационных технологий, то, что принято называть бумажными СМИ, продолжают играть важнейшую роль в Ашхабаде. И даже имея относительно небольшие тиражи, сослужить хорошую службу большой российской политике.