Рейтинг@Mail.ru
Высокая инфляция в РФ мешает устойчивому росту экономики - эксперт ВБ - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Высокая инфляция в РФ мешает устойчивому росту экономики - эксперт ВБ

Читать ria.ru в

Россия одновременно может достичь и более низкой инфляции, и устойчивых, высоких темпов экономического роста: при этом макроэкономическая политика в краткосрочной перспективе должна быть сфокусирована на инфляции. Последующая бюджетная реформа должна быть направлена на расширение налоговой базы по тем видам доходов, которые не зависят от нефти и газа: впереди снижение мировых цен на нефть и рост социальных расходов. Об этом и других условиях долгосрочной финансовой устойчивости со специальным корреспондент РИА Новости Роксаной Ахмедовой беседовал главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич.

- Господин Богетич, какой Вы видите нынешнюю ситуацию в мировой экономике и какой Вы видите Россию в глобальной финансовой системе?

- Ситуация, которая сложилась в настоящее время в мире, возникла под влиянием нескольких факторов, в том числе - снижения цен на недвижимость и кризиса финансового сектора, что при повышении мировых цен на нефть и продовольствие привело к замедлению мировых темпов роста и инфляционному давлению. Эти три фактора вместе и повлияли на сложившуюся ситуацию, которая, наверное, будет наблюдаться еще в течение продолжительного времени. Некоторые страны меньше всего испытали на себе влияние мировых кризисных явлений, например - Россия, которая смогла значительно улучшить социально-экономическое положение за последние десять лет. Важно то, что хорошая макроэкономическая политика правительства страны позволила избежать существенных ошибок, которые допустили многие богатые нефтью страны. Россия в отличие от них смогла нарастить впрок высокий уровень резервов и сохранить профицит бюджета. До прошлого года еще и инфляция постоянно снижалась. Правда, сегодня инфляция вновь начала расти и, как мы уже неоднократно отмечали, необходимо снова сосредоточить усилия на ее сдерживании.

- Как же тогда экономический рост? Эксперты говорят, что сдерживание инфляции обойдется снижением роста ВВП...

- Экономический рост демонстрирует темпы около 9% ВВП, которые выше долгосрочного потенциала России. Это, по нашему мнению, как  раз и свидетельствует о наличии перегрева. Сегодняшние темпы роста превышают долгосрочный тренд  и подогреваются внутренним спросом. С таким внутренним спросом очень трудно снизить инфляцию. С нашей точки зрения, было бы целесообразно в краткосрочной перспективе настроить макроэкономическую политику таким образом, чтобы сбить рост инфляции. Принимая во внимание международный опыт, при инфляции 18-20% в год очень трудно без каких-либо существенных экономических потерь преодолеть рост цен. Поскольку включается и инерционный эффект инфляции: все номинальные экономические величины - зарплаты, пенсии, будут индексироваться с учетом инфляции и такую инфляцию уже будет трудно сбить. По нашему мнению, сейчас было бы самое время ужесточить макроэкономическую политику и перейти к более низкой инфляции и более стабильному экономическому росту. Это лучше, чем высокая инфляция и высокий, но при этом неустойчивый  экономический рост. Слишком высокий экономический рост может очень быстро сменить тенденцию: рост упадет, а высокая инфляция останется.

- Последние данные Росстата говорят о том, что замедлилась инфляция и промышленное производство. Как Вы оцениваете эти результаты?

- Мы их пока изучаем с тем, чтобы понять, какие тенденции будут наблюдаться во второй половине года. Но уже видно, что темпы государственных расходов, заложенные в госбюджет, все же несколько ниже, чем ожидалось еще в первой половине этого года. Это говорит о том, что правительство и Минфин понимают опасность высоких неконтролируемых расходов. Другая интересная новость - ЦБ постепенно ужесточает монетарные условия и повышает ставку рефинансирования. Это были необходимые и правильные меры. Наряду с замедлением роста денежной массы по сравнению с прошлым годом и более гибким управлением курсом рубля это также ведет к снижению инфляции.

- Будет ли этого достаточно?

- Я бы понаблюдал еще некоторое время, чтобы понять, сохранится ли тенденция взятого курса на ужесточение денежно-кредитной политики. Кроме того, пока не совсем понятно, как повлияют другие факторы: рост импорта, приток капитала. Наш сегодняшний прогноз по инфляции на конец текущего года составляет, как и раньше, 12-14%. И какой будет инфляция - 12% или 14% - зависит от того, до какого уровня  правительство готово ужесточить свою денежно-кредитную политику.

- До какого же уровня следует поднять ставку рефинансирования, чтобы обеспечить инфляцию в 12%?

- Трудно сказать, до какого уровня - ведь тут не только процентные ставки играют роль. Скорее важно то, что ЦБ с начала года сигнализирует об изменении курса. Ясно, что это - хорошее направление, но я не хотел бы спекулировать на эту тему. Последние данные по инфляции в июне уже говорят, что инфляция замедлилась. Но это - только первый месяц, и по-прежнему пока Россия выходит по итогам года на уровень инфляции примерно на уровне 15%. Поэтому очень важно продолжать текущую макроэкономическую политику.

- Что касается цен на продовольствие - окажут ли они такое же влияние на инфляцию, как в прошлом году? 

- Многие эксперты полагают, что также как есть конец эры дешевой нефти, так есть и конец эры дешевых продуктов. Однако есть данные, что урожай пшеницы в этом году будет лучше, чем раньше ожидалось, и в России, и в Украине, и некоторых других странах. Это позволяет надеяться на более устойчивое предложение, чем это было раньше. Но есть и другие факторы - рост доходов людей среднего класса. Люди получают больше денег, и растет их платежеспособность, а это - фактор роста внутреннего спроса.

- Как Вы оцениваете ситуацию с притоком капитала и не меняете ли Вы свой прогноз в отношении России?

- Мировой рынок пока смотрит на Россию как на «остров стабильности» и признает возможность получения в России большой прибыли. Мы считаем, что по итогам года приток капитала может оказаться на уровне, который мы прогнозировали еще весной - 40-50 миллиардов долларов. Эта оценка отражает и наш сегодняшний прогноз.

- По структуре - что это за капитал?

- Точно определить, конечно, трудно. Можно посмотреть на структуру внешней торговли - где есть небольшие государства, с которыми, тем не менее, у России достаточно большой оборот. По капитальным операциям. Например, Кипр. Не вполне понятно, отражает ли это что-то иное, чем простой возврат того капитала, который ушел из России ранее в более нестабильных экономических условиях, а теперь - возвращается... Я вполне допускаю такое - живущие за границей россияне возвращают капитал, который раньше выводили. Есть потенциал и инвестиций со стороны крупных корпораций - причем не только капитала, но и знаний, опыта...

- А спекулятивный капитал в Россию идет?

- Конечно, как и в любую другую страну, в Россию идет спекулятивный капитал, но его долю в общем объеме инвестиций достаточно трудно определить. Однако, в капитальном счете операций достаточно значительны объемы прямых инвестиций, что очень хорошо. Такие инвестиции, как правило, более стабильны, долгосрочны и, кстати, неважно, откуда такие инвестиции пришли. Капитал, по-моему, - слепая вещь и национальности не имеет.

- Так с учетом притока капитала и других факторов - можно обеспечить инфляцию 12%?

- Думаю, что возможно было бы обеспечить инфляцию на уровне нижней планки нашего прогноза, что практически соответствовало бы прошлогоднему показателю. По-моему, это было бы успехом. А если продолжать работу по тем  направлениям, которые мы с Вами уже обсудили, то можно снизить инфляцию до однозначной цифры уже в следующем году. Это было бы важно не только с точки зрения макроэкономики, но и с точки зрения инвестиционного климата и устойчивого долгосрочного роста. Уязвимость российской экономики существует, и связана она, прежде всего, с ценами на нефть.

- Цены на нефть растут и пока говорить о рисках можно только с учетом перспективы...

- Никто не может точно предсказать, что станет с ценами на нефть. Особенно важно учитывать, что в долгосрочной перспективе у бюджета будет неизбежный рост расходов на пенсионное обеспечение, на здравоохранение и на образование. Отчасти это - результат изменения демографической ситуации. В долгосрочной перспективе это будет являться одним из существенных факторов влияния на макроэкономическую политику. Также необходимо учитывать расходы на  инвестиции в дальнейшее развитие инфраструктуры. И на этом фоне необходимо все-таки обеспечить достаточно существенный размер бюджетного профицита, чтобы подстраховаться от изменения конъюнктуры рынка. Цены на нефть - это очень неустойчивый источник бюджетных доходов. Так что тут невозможно преувеличить  значимость взвешенной политики в целях обеспечения стабильной экономической среды.

- Вы имеете в виду, что необходимо сохранять профицитный бюджет?

- Необходимо сохранить общий профицит (что означает - ограничить ненефтяной дефицит) и обеспечить уровень этого профицита наряду со снижением инфляции. Снижение цен на нефть, от которого никто в будущем не застрахован, приведет к неизбежному сокращению доходов бюджета и может иметь негативные последствия для расходов. Но эти последствия можно нивелировать, если ограничить первичный дефицит ненефтегазового бюджета. Первичный - это значит без процентных платежей по долгу. А также надо обеспечивать устойчивость. Если сейчас рассчитать такой первичный ненефтегазовый профицит, он будет отрицательный, то есть Россия имеет не профицит, а дефицит - если вычесть из общего профицита нефтегазовые доходы бюджета. Так вот такой первичный ненефтегазовый дефицит сейчас находится на уровне порядка 5% ВВП. По нашим оценкам, для сохранения устойчивости на долгосрочный период надо сохранять ненефтегазовый профицит не выше уровня 5% ВВП.  Будет этот показатель ниже - будет меньше уязвимости и больше устойчивости. А если будет выше - можно говорить о необходимости наращивания долга.

- А Вы можете сказать, при какой инфляции экономический рост начинает тормозиться?

Идеальная ситуация, для такой быстро растущей страны как Россия, - это 3-5% инфляции (и даже ниже) и экономический рост 6% - 7%, но на очень долгий период. Это оптимальные параметры для здоровой экономики: чтобы стимулировать сбережения, рост инвестиции и реальных доходов населения и, чтобы обеспечивать стабильность макроэкономической среды, и так далее.

- Так наша инфляция уже может замедлять экономический рост?

- Да. Она снижает стимулы для экономических агентов для сбережений и инвестиций, и, в связи с этим мешает устойчивому экономическому росту. Вы вот хотите оставить деньги в банке под 10-12% годовых, если инфляция в стране 15% и есть вероятность ее увеличения? Нет, вы захотите деньги потратить. А это оказывает дополнительное давление на инфляцию. А если процентная ставка положительна в реальном выражении, то есть превышает уровень инфляции, это стимулирует сбережения. То есть, таким образом стимулирует расширение финансового сектора, расширяет возможности финансирования инвестиций, способствует открытию новых рабочих мест и так далее. Кроме того, более низкая инфляция защищает реальные доходы бедных слоев населения, которые зависят от фиксированного номинального дохода. Поэтому более низкая инфляция абсолютно соответствует здоровому и устойчивому экономическому росту и является необходимым условием устойчивого роста реальных доходов населения.

- Кстати, как Вы оцениваете последние данные по промышленному производству? В июне наметилось замедление роста промпроизводства?

- Я видел эти данные. Это пока происходит первый месяц, говорить о тенденции рано. С моей точки зрения, нужно посмотреть еще пару - тройку месяцев, чтобы получить более ясную картину: сезонное ли это замедление или более важная тенденция и чем она объясняется. Думаю, к сентябрю это будет уже понятно.

- Как Вы оцениваете российскую налоговую систему и необходимость кардинального изменения в ней?

- Налоговая система России уже достаточно неплохая, нагрузка ее на разумном уровне. С общей точки зрения, есть очень важный вызов системе - обеспечение устойчивости налоговых поступлений в долгосрочной перспективе при снижении нефтяных доходов. Они снизятся - это ясно. Вопрос - когда. Так что важно посмотреть на ненефтяную налоговую базу и, может быть, пересмотреть все льготы и преференции, которые снижают эту базу. Это было бы правильно сделать с учетом грядущего снижения нефтяных доходов.

- То есть, нужно увеличить именно базу по налогам, которые не зависят от конъюнктурных доходов?

- Совершенно верно. Ведь лучше наращивать поступления от ненефтяной налоговой базы путем расширения этой базы, а не путем повышения ставок соответствующих налогов. Тогда нагрузка не повышается, а поступления увеличиваются. Это нелегко - пересмотреть льготы. Зависимость от нефтяных доходов российского бюджета доказывает, что сейчас не время снижения ставок. А вот посмотреть на расширение налоговой базы - самое время.

- По каким налогам тогда расширять базу?

- По любым, которые не зависят от конъюнктурных доходов. Как вариант - НДС. В пользу расширения базы в отличие от изменения ставок говорит и необходимость поддержания стабильной налоговой системы. Вам же нужна стабильная и качественная налоговая система?

- Нужна. А Вы оценивали возможные потери от снижения ставки НДС с 18% до 12%?

- 1% снижения ставки НДС приводит к потерям бюджета в 0,3-0,4%ВВП. Если учесть, что предлагается снижение базовой ставки до 12%, то это сразу резкое падение доходов бюджета. Это очень много: 1,8%-2,5% ВВП.

- Кто получит от этого выгоду?

- Малый бизнес не получит, так как такие предприятия не платят данный налог. НДС - это уникальный налог, который налагается на самый большой экономический агрегат - потребление. Потребление достаточно стабильно, что особенно важно в условиях зависимости бюджетных доходов от цены на нефть.

- А как же проблемы с администрированием?

- Проблемы с возмещением, возможно, стали главной причиной, почему сейчас идет обсуждение возможности снижения ставки. Конечно, правильно организованное администрирование - это очень важно. Всегда надо улучшать администрирование и обеспечивать своевременное возмещение НДС. В противном случае это, действительно, будет добавлять нагрузку на предприятия. Но, как нам представляется, ситуация уже улучшилась. Насколько она улучшится в дальнейшем - это зависит от того, кого вы спросите. Можно найти и тех, кто скажет, что все плохо, и тех - у кого все хорошо.

- В Европе есть проблемы администрирования? На это указывают сторонники идеи снижения ставки. И насколько наша ставка высокая?

- Нет, это совсем не высокая ставка. Другое дело, что в Европе есть разная дифференциация ставки. В России - три. Для меня удивительно то, что иногда звучат предложения отменить НДС, заменить его налогом с продаж. Страны, которые ввели НДС, очень довольны - и с точки зрения доходов, и с точки зрения стабильности бюджетной системы. Я не знаю страны, которая бы хотела назад вернуться к старому налогу на потребление.

- Как Вы относитесь к возможности рубля стать резервной валютой?

- Большие резервные валюты - это валюты стран с большой и стабильно растущей в течение долгого периода времени экономикой. Такая экономика имеет долгосрочную историю низкой инфляции и макроэкономической стабильности (невозможно иметь резервную валюту с высокой инфляцией), достаточно устойчивую финансовую систему со сложной финансовой инфраструктурой и финансовыми инструментами, а также большую долю в мировом ВВП, имеет долгосрочный опыт стабильной среды и национальной валюты. Это - характеристики резервной валюты. Сможет ли рубль стать резервной валютой? В принципе российская экономика достаточно большая, будет расти и в будущем значительно. Но было бы очень важно в будущем снизить инфляцию до достаточно низких однозначных значений, развить финансовый сектор и продолжить дальнейшее «открытие» экономики, увеличить объемы внешней торговли; а также  на более долгий срок обеспечить достаточно стабильное состояние макроэкономики, то есть высокий уровень производительности труда и стабильный экономический рост. Если такая ситуация будет сохраняться в течение продолжительного периода времени, значение рубля как региональной валюты будет расти. Под долгим сроком я подразумеваю десять лет.

- Так сможет ли рубль стать мировой резервной валютой?

- Если на фронте экономической политики Россия избежит больших ошибок и будет постоянно совершенствовать экономическую политику - то почему бы и нет, особенно в регионе?..

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала