Мария Аппакова, политический обозреватель РИА Новости.
Кандидат на пост президента США от демократов Барак Обама завершил визит на Ближний Восток с заездом в Афганистан, спустя четыре месяца после своего политического соперника Джона Маккейна. Заявления Обамы были гораздо более яркими, чем у представителя республиканцев. Цели достигнуты - Обама произвел фурор среди американских журналистов и, как следствие, среди избирателей, но в регионе, который он посетил, реакция более сдержанная. Слишком много обещаний местным политикам приходилось слышать из Вашингтона в последние годы. Хотя в целом встречами с потенциальным президентом США все остались довольны.
К приезду Обамы на Ближнем Востоке заранее отнеслись с гораздо большим вниманием, чем к мартовской поездке в этот регион Маккейна. Всем было ясно, что ждать от республиканца. Обама же был и остается загадкой, несмотря на то, что еще до визита в регион неоднократно высказывал свою точку зрения на все острые мировые проблемы.
Пикантность визиту добавлял тот факт, что Обама, исповедующий христианство, имеет мусульманские корни. Это настораживало израильтян, а вместе с ним и избирателей-евреев в США, особенно на фоне заявлений Обамы о необходимость наладить прямой диалог между Тегераном и Вашингтоном, перспектива чего также пугает Израиль. В тоже время в мусульманских странах и среди американцев, исповедующих ислам, происхождение Обамы, напротив, может сыграть позитивную роль на выборах. Поэтому задачей Обамы было не только продемонстрировать свое умение ориентироваться во внешней политике и в вопросах безопасности, но и одновременно постараться привлечь еврейское лобби, не теряя при этом симпатии мусульман. Задача непростая, и Обама старался в ходе визита балансировать во всем, что касалось вопросов арабо-израильских отношений, а также иранских ядерных проблем.
Так он заявил, что нужно использовать в отношении Ирана все возможности, которые только существуют - «и кнут, и пряник». Т.е. дать Тегерану шанс улучшить отношения с международным сообществом, в случае если он откажется от своей ядерной программы, или же, в противном случае, ужесточить экономические санкции. Не упоминая напрямую президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, Обама отметил, что готов встретиться с любым мировым лидеров, если это будет отвечать интересам США. Таким образом, Обама не отказался от своей ранее высказанной идеи о прямых переговорах с Тегераном, но в тоже время он дал понять Израилю, что у него иранская ядерная проблема вызывает не меньшее беспокойство, чем у нынешнего президента США Джорджа Буша.
Немаловажно для израильтян и то, что Обама в ходе визита повторил традиционную для американских политиков фразу о том, что у Израиля есть право защищать себя от тех, кто угрожает его безопасности. Речь не только об Иране, но и палестинском движении ХАМАС и других региональных экстремистских организациях. Эффект этих слов усиливал тот факт, что заявление политика было сделано в израильском городе Сдерот, который постоянно подвергается обстрелам из сектора Газа.
В то же время Обама не обидел и палестинцев, неоднократно пообещав в ходе встреч в регионе приложить усилия не только для достижения палестино-израильских мирных соглашений, но и для облегчения экономической и гуманитарной ситуации на палестинской территории. Добавив, что незамедлительно займется этими проблемами в случае избрания на президентский пост.
Однако, в регионе уже мало кто верит подобным обещаниям. Они являются непременным атрибутом внешнеполитических заявлений американских политиков. Однако, несмотря на то, что последние президенты США - и Билл Клинтон и Джордж Буш, положили немало усилий на то, чтобы добиться заключения мира на Ближнем Востоке, в частности между палестинцами и израильтянами, они потерпели полное фиаско. Хотя в ходе предвыборной кампании это в расчет не берется. Если избиратели хотят слышать о мире на Ближнем Востоке, Обама, как и любой политик пообещает, что угодно.
Не менее популистскими, хотя и более оригинальными, были и выступления Обамы по поводу иракской военной кампании. По итогам визитов в Кабул и Багдад он заявил, что фронт борьбы с терроризмом в Афганистане для США важнее, чем в Ираке. И в случае своего избрания на пост президента он планирует завершить в течение 16 месяцев вывод американских военных из Ирака, с тем, чтобы усилить за счет высвободившихся ресурсов афганский фронт.
Представляется, что потенциальным избирателям Обамы в общем-то все равно, где несут боевые потери американские военные. И если «груз 200» перестанет приходить из Ирака и резко возрастет его отправка из Афганистана, это не порадует американцев. Но об этом мало кто задумывается сегодня, когда словосочетание «вывод войск из Ирака» звучит магически для американских избирателей. Беспокоятся от таких перспектив пока что военные и умудренные опытом дипломаты. Так, бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский в интервью «Файнэншл таймс» отметил, что «политикам США в целом, и Обаме, в частности, следует понять, что лишь увеличением количества войск в Афганистане проблемы (терроризма) не решить».
Что касается военных, то Обама и сам признает, что расходится с ними во мнении о сроках вывода войск из Ирака. На чье мнение положиться - политика, чьи действия диктует избирательная кампания или же боевых генералов - опять же решать американцам.
Но пока довольны и избиратели, и что немаловажно иракцы. Позиция Обамы абсолютно устраивает руководство Ирака, которое надеется к 2010 году закрыть вопрос американского присутствия на своей территории. Это полностью соответствует 16 месяцам, о которых говорит Обама. Правда подчеркнем, что это не означает, что американские военные полностью уйдут из Ирака - речь идет, прежде всего, о выводе боевых частей. Но это опять же нюансы, о которых не задумываются ни американские избиратели, ни рядовые жители региона. Каждый услышал в словах Обамы то, что хотел. А это уже искусство политика, которое Обама проявил в полной мере.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции