МОСКВА, 24 июл - РИА Новости. Сделка по приобретению Россией доли Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) может затянуться и даже сорваться, пишет в четверг газета "Коммерсант".
Как рассказал изданию источник, близкий к правительству РФ, принадлежащие Оману 7% акций КТК хочет купить другой акционер проекта - Казахстан, который уже принял поправки к собственному законодательству, фактически блокирующие возможность России совершить сделку. Другой источник, близкий к "Транснефти" (управляет российской долей в КТК), подтверждает, что в переговорах возникли сложности.
Вопрос о приобретении доли в КТК на прошлой неделе обсуждали министр национальной экономики Омана Ахмед бен Абдулнаби Маки, министр торговли и промышленности Омана Макбул Али Султан, министр энергетики РФ Сергей Шматко и президент "Транснефти" Николай Токарев. Совещание на эту тему провел и вице-премьер Игорь Сечин, сообщил один из собеседников газеты.
Оман решил выйти из КТК еще в марте, направив оферту на выкуп принадлежащих ему акций двум другим государственным акционерам - России (24%) и Казахстану (19%). "Транснефть" сообщила, что оферта принята, стоимость акций составит 701 миллион долларов. Источники, близкие к КТК, тогда объясняли, что если оферту принимают обе страны, то им придется разделить акции пропорционально своим нынешним долям: Россия получит 3,9%, Казахстан - 3,1%. В случае отказа государственных акционеров пакет может приобрести сторонний инвестор. Интерес уже высказывала венгерская MOL.
КТК - единственный частный трубопровод в России, проходящий через ее территорию из казахстанского Тенгиза в Новороссийск. В 2007 году по нему было транспортировано 32,6 миллиона тонн нефти. Помимо госучастников, акциями КТК владеют Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%) и ряд мелких акционеров. В КТК входят две компании - КТК-Р (контролирует российскую часть трубы) и КТК-К (казахстанская часть). Структура акционеров в этих компаниях одинакова.
"Казахстану мало 3,1%, ведь тогда он не получит блокирующего пакета в КТК", - говорит один из собеседников "Коммерсанта", поясняя, что Казахстан изменил законодательство, фактически заблокировав возможность выкупа доли в КТК-К.
Ранее стало известно, что правительство Казахстана утвердило перечень стратегических объектов, к которым относятся не только те, где Казахстан имеет контролирующую долю, но и "находящиеся в собственности юридических лиц, не аффилированных с государством, а также физических лиц". КТК-К попала в этот список, и теперь сделки с ее акциями могут проводиться только с одобрения правительства Казахстана, которое даже частично не хочет отдавать бумаги России. Однако по-разному распределить долю Омана в КТК-К и КТК-Р нельзя по соглашению акционеров КТК, уточняет источник издания, близкий к консорциуму.
В Минэнерго Казахстана не смогли прокомментировать свои планы в отношении КТК - отвечающий за этот вопрос вице-министр Ляззат Киинов находится в командировке. В "Транснефти" сообщили только, что переговоры о приобретении доли в КТК продолжаются. Источник "Коммерсанта", близкий к КТК, полагает, что вопрос будет решаться на уровне правительств двух стран, ведь выкуп доли Омана позволит России и Казахстану суммарно консолидировать 50% КТК.
Эксперты понимают желание Казахстана увеличить свою долю в КТК. "Большая часть нефтепровода проходит по территории Казахстана, и в условиях проводимой в последнее время политики ресурсного национализма желание Казахстана получить хотя бы блокпакет вполне объяснимо", - считает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Аналитик RusEnergy Михаил Крутихин не исключает, что блокпакет необходим Казахстану для того, чтобы влиять на Россию в вопросах расширения КТК.