МОСКВА, 23 июл - РИА Новости, Мария Ганиянц. Российские коллекционеры готовы к тому, чтобы сделать свои собрания современного искусства публичными, считает художественный руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов.
"Прошло время, когда люди, активно покупающие современное искусство, держали его под замком. Сегодня большинство коллекционеров охотно экспонируют свои собрания и активно участвуют в художественных форумах, в том числе, и в нашем Фестивале коллекций современного искусства, который в ГЦСИ проходит уже во второй раз", - сказал представитель ГЦСИ в интервью РИА Новости.
Он добавил, что сегодня частные собрания готовы к публичности: "Открываются музеи современного искусства, фонд культуры "Екатерина" и Stella Art Foundation активно выставляют свои коллекции, а коллекционер Пьер Броше возит свое собрание современного искусства по России.
Фестиваль коллекций современного искусства начнется 4 августа, - в рамках проекта на разных площадках столицы будут проведены круглые столы и показаны государственные, частные и корпоративные собрания, в том числе, видеоарт и выставка художников Юрия Соболева и Бориса Турецкого из коллекции ГЦСИ, частная коллекция Максима Боксера и Ольги Ковалевой, собрание Аслана Чехоева и коллекция видеоарта "Медиаартлаб". А в сентябре впервые выставят свои собрания молодые коллекционеры (проект Young Gallerist - Young Collectors). По словам собеседника агентства, организаторы планируют сделать его международным.
Худрук ГЦСИ отметил, что хотя в России интерес к современному искусству сегодня переживает несомненный подъем, но "большинство отечественных коллекционеров - инвесторы, таких фанатов советского времени, какими были Георгий Кастаки и Леонид Талочкин, почти нет".
РУССКОЕ ИСКУССТВО - ДЕШЕВО И ПЕРСПЕКТИВНО
По мнению Бажанова, большинство современных коллекционеров сосредоточены на русском искусстве, и "только единицы очень богатых людей могут себе позволить собирать мировой contemporary art".
Кроме того, по его словам, русское искусство дешевле и, с точки зрения инвесторов, эффективнее западного. "Западное искусство уже оценено обществом, поэтому темпы роста цен на него не такие высокие, как на отечественное искусство. В течение последних нескольких лет цены на произведения многих российских авторов взлетели в сотни раз", - добавил он.
Бажанов подтвердил, что ко многим новым областям современного искусства коллекционеры из России относятся настороженно: "Например, видеоарт пока собирают не очень активно, так как плохо себе представляют, как обращаться с новыми технологиями, как хранить собрания, и боятся тиражных работ".
Он также добавил, что коллекционеры ориентируются, главным образом, на галерейное искусство, а в галереях "не очень любят продавать видеоарт, просто не знают, как с ним работать".
МУЗЕИ УПУСТИЛИ ВРЕМЯ
"Сформировать целостные государственные коллекции современного искусства пока не получилось: было упущено много времени, значительная часть работ ушла на Запад и в частные коллекции", - сказал Бажанов.
Руководитель ГЦСИ отметил, что "музеям сегодня крайне сложно формировать коллекции современного искусства без значимой поддержки государства".
Впрочем, по его мнению, корни проблемы лежат еще в культурной политике СССР: "В советское время не собирали современное искусство, оно было вычеркнуто из музейной жизни. Чудом, что-то осело в музеях в Казахстане и в Ереване".
Он добавил, что все "государственные собрания современного искусства, которые сейчас есть в нашей стране - результат деятельности экспертного совета при Минкульте в 90-х годах, который приобретал работы художников для музеев". Кроме того, по мнению собеседника агентства, "значительно способствовала формированию коллекции современного искусства в Государственной Третьяковской галерее и деятельность сотрудника галереи Андрея Ерофеева".
Бажанов пояснил, что сегодня ГЦСИ получает госсубсидии на приобретение всего нескольких картин, хотя "коллекция Центра современного искусства ежегодно пополняется примерно сотней работ, купленных за счет собственных средств".
"Ищем разные пути. Например, вкладываем деньги в создание произведений, и художник, либо продает нам работу по сниженной цене, либо дарит. Какие-то вещи нам дарят галеристы. Помогает и то, что каждый художник предпочитает, чтобы его вещи висели в музее", - сказал он.
Руководитель ГЦСИ добавил, что за арт-рынком музеям не угнаться, "нужна принципиальная поддержка государства и осмысленная государственная политика".
"Должна быть продумана конкретная политика: формирование некоммерческой системы хорошего художественного образования, создание системы грантов для поддержки авторов, формирование полноценного музея современного искусства с активной научной деятельностью. В любом европейском городе пять-десять музеев современного искусства", - отметил он. Да и Россия, по словам Бажанова, должна участвовать не только в Венецианской биеннале, но и в таких ведущих форумах современного искусства как "Документа" или биеннале в Сиднее или Сан-Паоло.
"Музейное коллекционирование должно быть на другом уровне. Например, во Франции государство отпускает огромные средства музеям, а в тех странах, где государственных музеев немногого, например, в США, активно работают фонды и попечительские советы, которые изыскивают необходимый бюджет", - заключил он.