Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости (Сингапур).
Случилось немалого масштаба событие - шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной программе впервые вышли на уровень министров иностранных дел. Пусть их встреча и именовались при этом «неформальной».
Произошло это среди тропической зелени и водопадов отеля «Шангри-Ла» в Сингапуре, куда как раз съехались министры всех пяти стран, ведущих с Пхеньяном переговоры о его отказе от ядерных программ. А именно, Сергей Лавров от России, Кондолиза Райс от США, министры Китая, Южной Кореи, Японии. Северокорейский министр тоже уже не первый год посещает так называемые «асеановские недели».
Речь о ключевом событии для политики в азиатско-тихоокеанском регионе - ежегодной конференции 10 министров иностранных дел дести стран АСЕАН, к которым в гости после этого приезжают их коллеги из ключевых для региональной политики стран. «На полях» этой асеановской недели и состоялась встреча шести министров.
Чего же она достигла?
Дипломатия не обязательно состоит из недомолвок, но внешнему миру чаще всего приходится таковыми питаться. Так и в этот раз - если верить обнародованной информации, то получается, что шесть министров собрались для того, чтобы подтвердить: все то, что достигнуто на пекинских переговорах их заместителями - это всерьез, и будет продолжаться. Все шестеро, включая постоянно сомневающихся друг в друге - США и Северную Корею - подтверждают: свои обязательства по прежним раундам они исполняют и будут исполнять, то есть Северная Корея ядерной не будет. Далее, еще одна такая же встреча на министерском уровне, но уже официальная, пройдет «в скором времени».
«Ответственным» за шестисторонние переговоры считается Китай, как главный из партнеров и соседей Пхеньяна. Да и проходили они до сего дня в Пекине. Поэтому именно министр иностранных дел КНР Ян Цзечи давал в «Шангри-Ла» пресс-конференцию по итогам заседания. И, кроме сказанного выше, он произнес несколько очень интересных фраз. Например, о том, что шестеро собравшихся согласились, что шестисторонние переговоры - важная платформа для диалога по корейскому вопросу, создающая гармоничную обстановку во всей Восточной Азии. Причем, по словам китайского министра, дело тут не только в ядерных программах Северной Кореи, а во всей ситуации в целом, включая объединение Корейского полуострова.
То есть заседания «шестерки» - это надолго, потому что предметов для разговора больше, чем кажется на первый взгляд. И хватит их на годы и десятилетия вперед.
Что это за предметы? Например, по словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, он на встрече напомнил о российском предложении о выработке принципов поддержания безопасности в регионе. А это, добавим, касается далеко не только Северной Кореи.
Или возьмем только что вспыхнувшую ссору между другой Кореей - Южной, и Японией, по поводу свежего упоминания спорных (между этими двум странами) территорий, которые японцы именуют островами Такешима. Из-за этого южнокорейский министр отказался даже провести отдельную встречу с японским на том самом асеановском форуме в Сингапуре. А вот от участия в шестисторонней встрече не отказался. Это не пустяковый спор - если каждая сторона именует по-своему даже море, в котором расположены те самые спорные острова. Япония называет его Японским, а Южная Корея, естественно, Корейским. То есть Восточная Азия, как и Юго-Восточная, не лишена проблем. Но у ЮВА для этого, помимо ООН, есть АСЕАН, а у ВА, получается, только шестисторонний формат.
И это не все. Китай считает большой для себя проблемой перспективу объединения Кореи, тем более если бы она оказалась ядерной. Вдобавок Китаю нравится престиж, который он завоевал как ключевая страна в этом сложном переговорном процессе. Администрации США срочно нужны хорошие новости - что-то у нее обязательно сейчас должно успешно получиться, почему бы и не корейская история, тем более связанная с проблемами ядерного нераспространения.
Японии нужно как-то выйти из дипломатического холода в отношениях с ближайшими соседями - что она и пытается делать, в том числе в Пекине (и Сингапуре). Северной Корее пора выходить из изоляции, а «шестерка» могла бы создать для этого механизм гарантий ее неприкосновенности. Наконец, России приятно быть страной, без которой не решить вопросов азиатской политики - а развитие Корейского полуострова обещает еще и экономические выгоды.
О возможности проведения министерской «шестерки» по Корее говорилось давно, но до сего дня она как-то не получалась. Конечно, можно было бы сказать, что произошла эта встреча в удобном месте в удобное время - раз уж вся шестерка здесь, почему не поговорить. Но удобным это время выглядит и в другом смысле. Например, для того, чтобы и после решения «корейской проблемы» шести государствам проводить регулярные встречи, то есть - создать новый международный механизм или организацию. Похоже, что он сейчас никому не помешает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции