Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Отношения между туроператорами и туристами, отправляющимися на отдых за границу, безоблачными не назовешь. Только в этом сезоне случилось несколько громких инцидентов: в июне 2008 года у сотен российских туристов возникли проблемы: людей не селили или, наоборот, не выписывали из отелей на основании того, что их номера не оплачены компанией. Некоторым туристам пришлось платить из собственного кармана. Причиной стало банкротство туристической компании «Детур», продавшей им путевки. На прошлой неделе группе из 120 детей отправившихся в турецкий Кемер пришлось дважды лететь в Турцию и обратно, а после этого их еще сутки не могли разместить в отеле.
Статистику мелких огрех, когда в отеле не оказывается забронированных номеров или номер не соответствуют заявленному уровню, когда турист не может получить медпомощь по страховке, никто не ведет. А такую неприятность, как экскурсию с гидом, еле-еле говорящим по-русски и за неприятность никто не считает. Обиженные клиенты все чаще расплачиваются с недобросовестными предпринимателями судебными исками.
Туристические компании, как выясняется, таких не любят. Не так давно в Интернете появился закрытый сайт, где турагентства обмениваются данными о проблемных туристах, занимающихся так называемым «потребительским рэкетом». Собственно, «рэкетирами» называют особо дотошных клиентов, которые не хотят закрывать глаза на всевозможные досадные «мелочи», не ленятся сфотографировать, например, душ, льющий воду прямо на унитаз, балкон, устоять на котором можно, лишь прижавшись спиной к балконной двери или буржуазного вида тараканов, разгуливающих по бунгало, а по возвращении на родину идут с этими вещдоками в суд. Компании уверены, что таким образом «профессиональные туристы» хотят обеспечить себе бесплатный отдых, а то и заработать за счет компании. То, что свою правоту «профессиональные туристы» каждый раз доказывают в суде, владельцы компаний в расчет не берут.
Последние события с группой российских детей заставили власти РФ пристальнее присмотреться к тому, как складываются отношения между туристическими компаниями и их клиентами. Во вторник 22 июля премьер-министр Владимир Путин поручил главе Министерства спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко усилить контроль над российскими туроператорами. В тот же день министр собрал совещание с участием представителей Федерального агентства по туризму, отраслевых объединений и торгово-промышленной палаты. К сентябрю участники совещания должны представить конкретные предложения по изменению закона «Об основах туристической деятельности», которые сделают пребывание российских граждан за рубежом более комфортным и безопасным.
В частности, предполагается ужесточить ответственность операторов за качество предоставляемых ими услуг вплоть до уголовной, сделать более жестким процесс лицензирования туроператоров и увеличить размер финансовых гарантий туроператоро. Сейчас по закону о финансовых гарантиях пострадавшим от одного оператора положена общая страховая сумма в 10 млн рублей. Отдельной статьей предполагается прописать детский туризм. По словам министра, отдельные предложения должны поступить уже на этой неделе. Как сообщили в Российском союзе туриндустрии (РСТ), возможные меры будут рассмотрены уже на сегодняшнем заседании президиума.
В целом, операторы с идеей корректировки закона согласны, так в Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что некоторые поправки закону не повредят, при том, что в целом закон хорош и позволяет защищать интересы туристов.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, проблема противостояния туристов и турфирм со временем отпадет сама собой, за ненадобностью последних. Уже сегодня все больше людей предпочитают организовывать отдых, минуя туристические компании, бронируя отели и покупая билеты через интернет. Как показывает практика сделать это не так сложно, при этом экономия составляет 25-35%. Если прогнозы верны, то к 2020 году владельцам большинства туристических компаний придется задуматься о продаже или закрытии своего бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции