Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости (Пекин).
У России и Китая наконец появилась четко демаркированная на всех участках граница. Решение об этом было принято, конечно, не в ходе нынешнего визита Сергея Лаврова в Пекин, а гораздо раньше. То, что сделал в этот раз Лавров - чисто техническая формальность, своего рода акт госприемки разметочных работ на последнем участке границы, на трех островах на Амуре.
Вопрос об этих островах, у Хабаровска, был решен еще в 2004 году. Еще раньше было ясно, что острова надо было поделить пополам между Китаем и Россией, так же как и саму реку, чтобы покончить с международной аномалией. Пограничные реки во всем мире делятся между двумя соседями посредине. И только Амур был исключением: Китаю принадлежал лишь южный его берег, но не сама река. Москва и Пекин вернули Амур в правовое поле, но оставались еще 3 болотистых речных острова, вопрос о них решали отдельно. А далее, начиная с 2004 года, размечали территорию этих островов.
Дело это оказалось долгим, потому что работы такие ведутся только летом. Кроме того, были особые ситуации - например, православная часовня. Китайцы без особых проблем отодвинули ради нее будущую границу полукругом, компенсировав эту маленькую потерю на другом участке. Дачные участки у россиян (а это почти единственное, как использовались амурские острова), естественно, тоже остались. Но все это требовало времени, обозначений на местности и бумаге. А дальше, по завершении этих работ, полагается подписывать бумагу о том, что они закончены. Что и было сделано в Пекине. Это называется подписанием Дополнительного протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР.
Чисто теоретически этой торжественной процедуры (тяжелые папки в красных обложках, шампанское) вообще могло в Пекине не проводиться. Прибывший туда министр иностранных Сергей Лавров далее следовал в Сингапур, на ежегодный Форум по безопасности, проводимый группировкой АСЕАН. Туда же отправлялся и его китайский коллега Ян Цзечи. В Сингапуре у них вполне нашлось бы несколько минут, чтобы подписать чисто формальный документ. Но у Китая и России есть несколько куда более серьезных вопросов, которые требуется обсуждать снова и снова, поэтому в итоге у Лаврова получился полноценный официальный визит. По протоколу которого его принял Председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер-министр Вэнь Цзябао.
Но об этих вопросах - чуть позже. Сначала о смысле происходящего сейчас с российско-китайской границей. Считается, что народы - источник мудрости. Но это прекрасное качество почему-то испаряется, когда заходит речь о границах и земле. Не исключение и Россия с Китаем. Правда, большая часть населения в обеих странах имеет расплывчатые представления о происходящем. И все же часть китайцев соседней с Россией Манчжурии до сих пор полагает, что когда-то одна империя (Российская) захватила у другой обширные территории. Зеркальное отражение - идеи некоторых дальневосточников насчет того, что китайцы мечтают заселить российские земли. Факты не подтверждают ни того, ни другого. Российская империя ничего не захватывала, а вместо китайской демографической экспансии происходит российская экспансия в Китай. Россиян въезжает в Китай сегодня в четыре раза больше, чем китайцев в Россию. Наша община в Китае растет, китайская в России сокращается.
Поскольку небольшие территории перешли в этот раз от России к Китаю, то следует ожидать эмоций с российской стороны (среди китайцев происходящее - вовсе не событие). В целом же то, что произошло между Россией и Китаем, выглядит достойным похвалы прецедентом, уникальным примером разумного подхода к решению довольно типичной, но тяжелой ситуации. Примером, который мог бы пригодиться многим: вместо того, чтобы до бесконечности упираться рогом в спорную территорию, мудро поделить ее пополам.
Заметим, что нечто подобное почти произошло между Россией и Японией. Именно с разумным принципом «поделить пополам» согласились Москва и Токио в 1956 году в отношении Южных Курил. Более того, поскольку соответствующие документы были ратифицированы Верховным Советом, идея остается в силе - вот только Япония не хочет пополам, ей надо все четыре острова или ничего, в результате «ничего» и получается.
Территориальные споры с Японией есть также у Южной Кореи и самого Китая. Южнее есть запутанный вопрос об островах Спратли в Южно-Китайском море - на них претендует одновременно несколько стран - и он тоже не сдвигается. Нет согласованной и демаркированной границы у Китая с Индией, и обеим странам от этого нет никакой радости. На других континентах не лучше.
А у России и Китая все получилось, хотя и заняло решение вопроса о границе практически сорок лет. Теперь территориальный вопрос навсегда изымается из каких-либо уравнений, которые двум странам предстоит решать в будущем. А их будет немало.
Во время пресс-конференции Сергея Лаврова и Ян Цзечи было подтверждено, что 8 августа, на открытие Олимпийских игр, приедет глава российского правительства Владимир Путин. Если даже он будет обсуждать затем с китайским руководством одни лишь экономические проблемы, то и это вовсе не праздник. Двусторонняя торговля в 2007 году выросла до 48 миллиардов долларов, а в первом полугодии 2008 поднялась еще на 60%. Вроде бы, это исполнение всех желаний для тех, кто в начале 90-х годов мечтал о 10 миллиардах (были такие призывы в речах Бориса Ельцина, приезжавшего сюда с визитами). Но в том же 2007 году Россия впервые свела баланс с Китаем с дефицитом. Да и вообще рост торговли идет за счет возрастания экспорта машинотехнической продукции Китая в Россию, а в российском экспорте эта статья упала до 1%. Винить некого, нам просто нечего предложить Пекину. Так хотеть дальнейшего развития такой торговли, или нет?
Далее. Китай претендует на роль второго торгового партнера России, а вот сама она - шестая в списке таких партнеров Китая. На международных конференциях приходится слышать обращенные к американцам речи пекинских представителей: ведь вы же наш первый партнер. За этим, конечно, стоит сложная дипломатическая игра, но также и факт: товарооборот в 302 миллиарда долларов в 2007 году.
Все это - проблемы, от решения которых зависит роль России в завтрашнем мире. Но хотя бы пограничной проблемы среди них нет и не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции