Интервью нового директора БДИПЧ ОБСЕ посла Янеша Ленарчича корреспонденту РИА Новости в странах Центральной и Восточной Европы Леониду Свиридову. Офис БДИПЧ ОБСЕ находится в Варшаве.
- Деятельность БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению и содействию выборам неоднократно подвергалась критике со стороны России и государств СНГ. Реформирование международного наблюдения за выборами по линии ОБСЕ было предметом усилий в период председательства в ОБСЕ Бельгии и Словении. Сменилось руководство ПА ОБСЕ и БДИПЧ ОБСЕ. В этой связи, наблюдается ли, с Вашей точки зрения, преемственность в подходе к данной теме и каковы обозримые перспективы?
- Мы очень приветствуем внимание государств, которое уделялось роли БДИПЧ в наблюдении за выборами в последние годы, и также сейчас под председательством Финляндии в ОБСЕ. Не далее, чем в 2006 году на Совете министров в Брюсселе, государства-члены подтвердили свою приверженность к проведению демократических выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ. Государства-члены подтвердили и мандат БДИПЧ по наблюдению за выборами: до, во время и после дня выборов.
Под моим руководством в качестве директора БДИПЧ мы продолжим диалог со всеми государствами-членами ОБСЕ о том, как улучшить эффективность работы БДИПЧ по выполнению мандата Бюро.
Такой диалог поможет нам выполнить задачу по оказанию помощи государствам-членам в выявлении недочетов в выборных процессах, а также предложить странам свою поддержку в устранении недостатков.
Свежие данные показали, что нам предстоит много работы: в некоторых странах сохраняются серьезные недостатки, связанные с выборным процессом, такие как препоны при регистрации оппозиционных кандидатов, чрезмерные ограничения свободы СМИ и избирательных кампаний отдельных кандидатов, а также подтасовка результатов выборов.
- Почему, по Вашему мнению, долгие годы вопросы международного наблюдения продолжают оставаться в центре внимания ОБСЕ как критические, однако не получают своего развития?
- Этот вопрос является приоритетным для членов ОБСЕ. БДИПЧ действует исходя из решений, принятых государствами-членами. У нас есть совершенно четкий мандат на долгосрочное наблюдение за выборами. Мы разработали прозрачную методологию, которая позволяет нам наблюдать за выборами независимо, беспристрастно и профессионально, как нас к этому обязывает решение Совета министров, принятое в Брюсселе в 2006 году. Если существуют разногласия между государствами-членами о том, как Бюро должно выполнять свою работу, то эти разногласия следует разрешать между самими государствами на основе консенсуса.
- Можно ли ожидать изменений в подходах БДИПЧ ОБСЕ к данному направлению деятельности или в имеющихся методиках наблюдения БДИПЧ, с учетом Вашего предыдущего опыта работы в качестве Председательствующего в Постоянном Совете ОБСЕ?
- БДИПЧ разработало хорошую методологию наблюдения за выборами, которая широко признана на международном уровне и используется в качестве модели другими региональными организациями.
Но, конечно, не существует абсолютно идеальной методологии. Мы должны рассматривать новые вызовы, например, такие, как использование новых технологий, связанных с выборами, в частности, электронное голосование.
Поэтому мы продолжим совершенствовать нашу методологию, чтобы повысить эффективность работы БДИПЧ, исходя из нашего мандата.
- Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость, как это предлагает российское экспертное сообщество, в уточнении и конкретизации обязательств государств-участников ОБСЕ, связанных с международным наблюдением за выборами?
Речь, в частности, идет о соблюдении принципа «соразмерности» при проведении наблюдения к западу и к востоку от Варшавы, а также об «универсальности» в подходах к наблюдению, о повышении уровня требований по обеспечению принципов прозрачности и подотчетности Бюро при подготовке и формировании наблюдательских миссий, а также непредвзятости при подготовке их итоговых заключений?
- Любое новое обязательство или внесение изменений в уже существующее требует консенсусного решения стран-членов. В свете существующих обязательств, БДИПЧ разработал свою методологию исходя из принципов непредвзятости, прозрачности и подотчетности.
Мы готовы и в будущем оттачивать эту методологию, чтобы улучшить выполнение мандата БДИПЧ, и делать это полностью непредвзятым, транспарентным и ответственным образом.
- Насколько статистически заметно нынешнее российское представительство в экспертном составе БДИПЧ ОБСЕ по сравнению с другими государствами-участниками по различным направлениям деятельности Бюро?
- БДИПЧ приглашает на работу своих экспертов, на основании их опыта и компетенции, в то же время, имея целью обеспечить географическое представительство.
Среди наших экспертов есть представители Российской Федерации.
- Спустя некоторое время после президентских выборов в Грузии руководитель миссии ОБСЕ Дитер Боден поставил под сомнение официальные выводы мониторинга. Не считаете ли Вы это слабостью методологии наблюдения БДИПЧ ОБСЕ?
- Наши выводы по поводу президентских выборов в Грузии в 2008 году опубликованы в окончательном докладе, который был обнародован в марте. Я могу вас заверить, что у нас внутренних разногласий по поводу этих выводов нет.