Рейтинг@Mail.ru
Отвезут ли нас варяги в греки? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отвезут ли нас варяги в греки?

Читать ria.ru в
Дзен
Идея допустить иностранные суда на российские реки, которая на минувшей неделе обсуждалась на совещании в Ростовской области, возникла не от хорошей жизни. Премьер Владимир Путин сказал об этом достаточно чётко: отечественные речники не способны удовлетворить спрос на перевозки по водным артериям страны.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Идея допустить иностранные суда на российские реки, которая на минувшей неделе обсуждалась на совещании в Ростовской области, возникла не от хорошей жизни. Премьер Владимир Путин сказал об этом достаточно чётко: отечественные речники не способны удовлетворить спрос на перевозки по водным артериям страны. Сегодня по ним доставляется менее 2% грузов. Как заметил глава правительства, «капля в море».

Нынешнюю ситуацию, сложившуюся в российском речном флоте, иначе как катастрофической не назовёшь. Впрочем, как и в остальных епархиях, подведомственных Минтрансу. Но, по признанию главы промышленного министерства Виктора Христенко, которое он сделал, выступая в прошлом году на правительственном часе в Госдуме, речное хозяйство  «находится в самом тяжелом состоянии». 

Отечественный внутренний флот сейчас насчитывает 29 тыс. судов. Их средний возраст - 30 лет. Причём за последние полтора десятилетия он практически не обновлялся. Поэтому, как предупреждают специалисты, через пять-десять лет 90% флота пойдёт на списание.

Если в 1990 году судостроительные и ремонтные заводы Минречфлота - а их тогда было около сотни, вдвое больше, чем ныне - спустили со своих стапелей 910 речных судов, то в последние годы верфи еле сводят концы с концами: выживают за счёт ремонта развалюх, да перебиваются случайными единичными заказами, выпуская, в основном, прогулочные катера и моторные яхты для частных владельцев.

Пароходства не рискуют вкладываться в строительство новых судов, ведь для них из-за повсеместной деградации речных путей и гидротехнических сооружений с каждым годом остаётся всё меньше «чистой воды». К тому же и банки крайне неохотно дают им кредиты, так как окупаются они лишь через 10-15 лет.

Протяжённость внутренних водных путей с «гарантированными глубинами» сократилась более чем вдвое. Многие из них пришли в полную негодность, а на большинстве рек из-за отсутствия системы навигации судоходство возможно только в светлое время дня. Лишь 30% гидросооружений имеют сносный уровень безопасности, остальные - пониженный или опасный, что и неудивительно: большая часть из них эксплуатируется от 50 до 180 лет! 75% рек европейской части России составляют так называемые «лимитирующие» участки, ограничивающие пропускную способность, что не позволяет эффективно использовать суда, снижает их скорость и грузоподъёмность.  

На Волге, которая сопоставима с водными путями всей Европы, вообще может прекратиться сплошное судоходство - нужны как минимум 300 миллионов долларов, чтобы решить проблемы Городецкого гидроузла. Расстояние от него до Нижнего Новгорода крупнотоннажные суда вместо пяти часов проходят за 2-3 суток. В неудовлетворительном состоянии находятся также и такие важные водные артерии страны, как Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы. Да и на остальных положение немногим лучше.

Разговоры о необходимости возрождения транспортной речной сети идут уже не первый год. Их вели в обеих палатах парламента и на заседаниях правительства, обсуждали в Морской коллегии и в Госсовете. Важность решения этой проблемы для всех очевидна. Ведь себестоимость речных перевозок вдвое ниже железнодорожных, а безопасность - впятеро выше, чем на автодорогах. Именно поэтому, скажем, в Германии они составляют 19% от общего объёма грузоперевозок, а, скажем, в Бельгии - 10%.

Была, наконец, принята и специальная подпрограмма в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», в соответствии с которой в восстановление и модернизацию водных путей и инфраструктуры будет вложено свыше 200 млрд рублей. Сумма немалая, особенно если учесть, что в начале 90-х государство вообще не вкладывало деньги в эту сферу, а затем финансировало лишь наполовину от имеющихся потребностей. Причём пятую часть средств планируется получить от частных инвесторов, что, правда, вызывает сомнения даже в самом Минтрансе.

Предусмотренные этой программой меры призваны если не привести полностью в порядок отечественное водное хозяйство, то хотя бы его подлатать. Тогда-то, по замыслу авторов, возникнет стимул для российских пароходств и верфей, да, возможно, появится интерес и у «варягов» - иностранных зарубежных компаний.

Отношение к самой этой идее - разрешить плавание иностранных судов по внутренним водам России - пока неоднозначно. В Минтрансе, судя по всему, надеются, что такой шаг позволит быстрее окупить огромные затраты на модернизацию инфраструктуры. Есть надежды и на значительной оживление транзитных перевозок, и на включение наших транспортных потоков в международные водные коридоры. А губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, например, уверен, что открытие российских вод поможет его региону стать крупным международным логистическим центром и простимулирует развитие судостроения.

Есть, правда, и скептики. Они, в частности, сомневаются, что к 2011 году, когда предположительно у нас появятся первые иностранные суда, наши реки  сумеют привести в надлежащий вид. Но есть опасения и посерьёзнее - что «варяги», особенно после вступления России в ВТО, попросту вытеснят с речных фарватеров разрозненный и дряхлый российский флот, и, прежде всего круизный.

Хотя, возможно, конкуренты, в конце концов, попросту разделят сферы влияния. Например, уже в ближайшем будущем понадобится множество судов для обслуживания новых углеводородных месторождений - сибирских и шельфовых. Чем не поле деятельности для наши речников?

Да и вообще, у нас ведь огромная речная сеть - ею, как известно, можно два с половиной раза обогнуть экватор. Так что места хватит всем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала