Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 17 июл - РИА Новости. Администрация США в преддверии выборов нового президента страны предприняла шаг, который наблюдатели расценили как "поворот на 180 градусов" американской политики в отношении Ирана. В субботу в международных переговорах с Ираном примет участие заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, и это - самый высокий уровень прямых контактов двух стран за последние три десятилетия.
До сих пор США отказывались от переговоров с Ираном, пока иранцы не откажутся от обогащения урана, который может быть использовать как для производства электроэнергии, так и для создания ядерного оружия.
Уильям Бернс примет участие 19 июля в Женеве во встрече секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили, главы европейской дипломатии Хавьера Соланы и заместителей глав внешнеполитических ведомств, так называемых "политдиректоров", из России, Китая, Великобритании, Франции и Германии. С российской стороны это - заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк.
Хотя американские дипломаты утверждают, что внешнеполитическая линия в Вашингтоне остается прежней, и поездка Бернса в Женеву на переговоры с Ираном - лишь разовый и временный шаг, наблюдатели все же усматривают в нем сигнал к тому, что США отдают предпочтение дипломатии, нежели применению военной силы.
Более того, в Вашингтоне, судя по сообщениям американской печати, рассматривают возможность направить в Тегеран дипломатического представителя, как это сделано на Кубе.
Отношения США и Ирана - их некогда ближайшего в регионе союзника - были заморожены после иранской Исламской революции 1979 года, а политические контакты с тех пор стали большой редкостью.
Обращает на себя внимание то, что нынешняя перспектива беспрецедентных переговоров США и Ирана открылась после того, как Вашингтон пошел на уступки КНДР в решении ядерной проблемы на Корейском полуострове и объявил о решении исключить северокорейское государство из списка стран, поддерживающих терроризм.
Поэтому последние шаги американцев в отношении Тегерана похожи на отказ Соединенных Штатов от "охоты на ведьм" в лице так называемой "оси зла", с которой боролся Джордж Буш все два срока своих президентских полномочий.
В "черный список" этой оси изначально были включены, в частности, Ирак, Иран и КНДР. В Ираке был свергнут режим Саддама Хусейна, но оружия массового уничтожения так и не было найдено, а вся военная компания там терпит неудачи. В то же время северокорейские власти пошли на создание ядерного оружия, опасаясь стать "вторым Ираком", а Иран занялся обогащением урана, хотя утверждает, что исключительно в мирных целях.
Пока неясно, сможет ли администрация Джорджа Буша изменить свою политику в отношении Ирана столь же резко, как это было сделано в отношении КНДР, на фоне уже раздающейся критики в отношении Белого дома.
Бывший представитель США в ООН Джон Болтон, например, назвал шаг Вашингтона "капитуляцией" в решении иранской ядерной проблемы. Однако прямые переговоры с Ираном нынешней американской администрации, по мнению некоторых экспертов, в какой-то степени лишают оппозиционного кандидата в президенты США от демократов Барака Обаму одного из преимуществ, поскольку именно он настаивал в предвыборной борьбе на прямых переговорах с Ираном.
Кстати, партнеры США по иранской "шестерке" уже давно пытались убедить Вашингтон в необходимости его полномасштабного участия в переговорах с Ираном для того, чтобы добиться каких-либо встречных шагов. Поэтому европейцы особенно приветствовали направление в Женеву Уильяма Бернса как знак стремления Буша избежать войны с Ираном.
Наблюдатели полагают, что повышение уровня переговоров с иранцами со стороны Вашингтона помогут умерить раздающиеся в США и Израиле требования нанести военный удар по Ирану в случае отказа прекратить программу обогащения урана.
На этой неделе высший руководитель Ирана Аятолла Хаменеи заявил, что на переговорах с Западом Тегеран не будет переступать "красную черту" и не откажется от обогащения урана в мирных целях. Однако при этом дал понять, что переговоры будут успешными, если Ирану перестанут угрожать.
На прошлой неделе, во время саммита "большой восьмерки" на Хоккайдо, Иран провел ракетные испытания, тем самым, видимо, пытаясь подстегнуть переговоры.
Северная Корея в свое время пошла еще дальше, проведя испытание ядерного оружия и тем самым подтолкнув принятие решений на других шестисторонних переговорах, ведущихся с августа 2003 года в Пекине с участием России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии.
Что касается Ирана, то в 2006 году пять стран-постоянных членов СБ ООН и Германия составили пакет предложений, который с тех пор меняется и дорабатывается с тем, чтобы найти компромисс, несмотря на то, что в отношении иранцев уже приняты международные санкции.
Пакет новых предложений, переданных Ирану, по данным ряда экспертов, предполагает поставки Ирану ядерного топлива взамен на отказ от его собственного производства, а также помощь в том, чтобы Тегеран смог шире участвовать в международных делах в случае устранения подозрений в разработке ядерных вооружений.
В частности, в качестве первого шага Хавьер Солана от имени "шестерки" предложил принцип "замораживание на замораживание". Это означает, что Иран может продолжать работу по обогащению урана, но должен ввести на шесть первых недель переговоров мораторий на дальнейшее наращивание этой программы. Со своей стороны СБ ООН воздержался бы от усиления санкций в отношении Ирана на тот же период.
Смысл этой идеи состоит и в том, что обе стороны на переговорах смогли бы "сохранить лицо". То есть, США начнут переговоры с Ираном в условиях прекращения дальнейшего развития урановой программы, а Тегеран будет вести диалог, от нее полностью не отказываясь.
По сообщениям иностранной печати, в Тегеране всерьез рассматривают идею "замораживание на замораживание", однако иранцы хотят растянуть начальный этап на несколько месяцев против предлагаемых Соланой шести недель.
На переговорах с Ираном действительно может быть достигнут прогресс, если Тегеран, как и в случае с КНДР, перестанет ощущать угрозу со стороны США. Но не легче было бы намного раньше начать диалог с той же Северной Кореей и Ираном, не запуская решение проблемы угрозами в адрес этих стран?
Но администрация Джорджа Буша, видимо, не искала легких путей. Зато теперь, если на переговорах с Тегераном и Пхеньяном будет действительно достигнут прогресс, в Вашингтоне, скорее всего, объявят, что это и есть результат политики "кнута и пряника".
Вот только пока неясно, как будут складываться обстоятельства в решении ядерных проблем Ирана, да и Северной Кореи, после президентских выборов в США. Во всяком случае, на 100% нельзя исключить, что все вернется к нулевой точке. Именно так, к примеру, произошло, с КНДР, когда приход к власти Джорджа Буша полностью перечеркнул достигнутое его предшественником Биллом Клинтоном.