Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, специально для РИА Новости.
После того, как президентом Медведевым была утверждена концепция внешней политики России, стали делаться попытки ответить на вопрос, как будут строиться отношения с тем или иным государством. Смею утверждать, что концепция не может отвечать на вопросы текущей каждодневной политики. Она дает ответы на наиболее принципиальные вопросы скорее долговременного порядка.
И в этом плане стратегические линии, к примеру, в направлении постсоветских стран, мне кажется, определены достаточно четко. Еще раз подчеркнуто, что Россия от идеи интеграции на данном пространстве не отказывается. Здесь будут решаться вполне конкретные задачи. Их прежде всего три.
В концепции признается значимость Союзного государства Россия-Белоруссия. При этом делается упор на то, что будет происходить реальное движение в экономике, когда говорится о введении рыночных принципов и формировании единого экономического пространства.
Второе. Большое значение придается ЕврАзЭС. При этом определяются государства, которые являются локомотивами организации. Указывается на значение таких локомотивов для дальнейшего продвижения интеграции в рамках ЕврАзЭС: наряду с Россией это Белоруссия и Казахстан. Одновременно подчеркнуто, что ЕврАзЭС может стать эффективным механизмом в реализации крупных проектов, связанных с водной энергетикой, транспортными инфраструктурами и другими крупными промышленными проектами в рамках Евразийского Экономического Союза.
Третье. Признается значимость ОДКБ как структуры, обеспечивающей безопасность на пространстве СНГ. И это характерно для данной концепции, где больше говорится не о Содружестве в целом, а именно об этих трех объединениях, которые доказали свою жизненность, эффективность и способность к развитию.
Важен и еще один момент. Россия подчеркивает уважение к суверенитету всех стран СНГ. А это уважение включает в себя признание за этими государствами права создавать региональные объединения, в том числе без участия России. Имеются в виду, скажем, ГУАМ или Центральноазиатский экономический союз. Другой вопрос, насколько эти объединения хотят и могут обеспечивать стабильность, не препятствуя при этом работе тех институтов СНГ, которые уже созданы и доказали свою жизненность. Тем самым мы говорим, что уважаем суверенитет других государств, но другие государства пусть тоже уважают Россию - уважают законы и интересы Российской Федерации, включая ее региональные интересы. Это новое и значимое, что появилось в концепции в разделе Региональных приоритетов.
В других разделах об СНГ тоже говорится, но в контексте развития других направлений внешнеполитической деятельности. Совершенно очевидно, что проблематика Содружества соотносится с гуманитарной частью внешней политики России, в первую очередь связанной с идеей Русского мира. В концепции в достаточно развернутом виде говорится о судьбах соотечественников. При этом Россия готова поддерживать организации соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания, а также содействовать тем из бывших соотечественников, которые решили вернуться на родину.
Есть определенные суждения в отношении стран Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии, где все еще требуется защита прав русскоязычных граждан. Подробно рассматривается исторический вопрос. Говорится об уважительном отношении к истории, фактический подход к которой является элементом демократической культуры. Когда в угоду политической конъюнктуре начинают менять историю и в том числе начинают реабилитировать нацистов и их приспешников, то это с любой точки зрения противоречит принципам демократии. К сожалению, это в большой степени относится сегодня именно к Прибалтийским странам.
Также недвусмысленно сказано о НАТО, которое не может обеспечивать свою безопасность за счет безопасности России. Явный приоритет в этом смысле отдается ООН как главной структуре, которая способна обеспечивать безопасность, руководствуясь принципами международного права. Ни НАТО, ни ОБСЕ в качестве таких гарантов не указываются по разным причинам. Они не смогли решить те задачи, которые прописаны в их уставных документах. Кстати говоря, если посмотреть преамбулу Североатлантического договора, то мы увидим, что НАТО в нынешнем виде очень далеко ушло от тех задач и региональных границ, которые изначально были прописаны. И с этой точки зрения НАТО имеет внутренний конфликт между правовыми документами, регулирующими деятельность этой организации, и реальной практикой. Поэтому вряд ли на сегодняшний день можно говорить, что НАТО способствует развитию демократии в странах, которые пытаются демократию у себя создать. И это в полной мере относится к Украине и Грузии.
Давая оценку новой концепции внешней политики России, надо иметь в виду, что это не международная декларация, а прежде всего наш российский документ. Причем он принимался не как документ, ориентированный исключительно на МИД. На самом деле концепция нацеливает российские институты и организации, всех граждан Российской Федерации на выполнение целого ряда задач, которые будут способствовать усилению нашей роли во внешнем мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции