Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Стоило Владимиру Путину возмутиться тем, что цены на авиакеросин сегодня в России самые высокие в мире, и пригрозить руководству Федеральной антимонопольной службы «принять кадровые решения», как оно тут же среагировало и возбудило дела против ряда нефтяных корпораций, обвинив их в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В общем-то, это уже не первое такое обвинение, прозвучавшее в нынешнем году. Если верить заявлению ФАС, опубликованному в понедельник, с начала 2008-го ведомством было заведено свыше 150 подобных уголовных дел. Однако на сей раз оно покусилось не на компании средней руки, а на такие нефтяные гиганты, как «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
Надо сказать, что в тот же день, когда премьер-министр распекал антимонопольную службу на совещании по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске, ту же проблему обсуждали и в Уфе, где проходило выездное заседание расширенной коллегии Росавиации. Выступивший на нём вице-премьер Сергей Иванов тоже не скрывал своих чувств по поводу того, что цена авиационного керосина в московском транспортном узле превышает цену на Лондонской товарной бирже.
Правда, столичные расценки отнюдь не рекордные - «всего» 36 тыс. рублей за тонну. Скажем, в Южно-Сахалинске она уже тянет на 38 тысяч. А вот, к примеру, в лондонском аэропорте Хитроу тонна горючего обходится авиакомпаниям в пересчете на российскую валюту менее чем в 33,9 тыс. рублей. Ситуация возмутительна ещё и тем, что Россия буквально захлёбывается от нефти. В прошлом году она, обогнав Саудовскую Аравию, вышла на первое место по добыче «чёрного золота». И в то же время розничные цены на топливо на внутреннем рынке продолжают расти бешеными темпами. В том числе и на авиакеросин, который за год подорожал на целых 70%.
Вину за это и премьер, и вице-премьер возлагают на вертикально-интегрированные нефтяные компании, то есть, компании, которые включают в себя всю производственную цепочку - от разведки и добычи до создания и реализации конечного продукта. К таковым как раз и принадлежит «пятерка», обвиняемая ныне ФАС. Мало того, что они получают бешеные сверхприбыли за счёт экспорта стремительного дорожающего сырья, им ещё хочется подзаработать и на российском потребителе.
В результате такой политики и авиаперевозчики вынуждены взвинчивать цены на билеты. По сравнению с прошлым годом, как подсчитали эксперты, они подорожали на 30-50%. И это притом что воздушные путешествия по России и без того влетают в копеечку, а многим и просто не по карману. Ведь если в Британии соотношение средней зарплаты к средней стоимости билета на самолёт составляет 1,6, а в США - 2,5, то у нас - жалкие 0,23.
В этом году Росавиация прогнозировала перевезти 48 млн авиапассажиров. Однако теперь эти планы оказались под угрозой. Первым тревожным сигналом стал майский инцидент в аэропорту «Внуково», когда компания «Атлант-Союз» была вынуждена задержать вылеты девяти своих чартеров. А как сообщил в Уфе глава ведомства Евгений Бачурин, некоторые отечественные компании уже сворачивают свои чартерные программы.
Есть ли выход из кризисной ситуации? Сергей Иванов видит его в организации торговли керосином на бирже - на том же заседании в Уфе он вновь вернулся к этой уже высказанной ранее идее. Его логика понятна: именно так в западных странах в ходе торга между продавцом и покупателем регулируется цена на топливо. У нас же она, по сути, назначается монополистом-производителем. Но вот пойдут ли на это российские нефтяные короли?
В свою очередь, Владимир Путин предложил строить в аэропортах альтернативные топливно-заправочные комплексы - пока что большая часть таких комплексов принадлежат тем же нефтяным «вертикалям». Эту мысль ещё в июне подсказали вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему ТЭК, четыре небольшие нефтекомпании, которые выступили с инициативой строительства не зависимого от «китов» отрасли нефтеперерабатывающего завода. Возможно, на принципах частно-государственного партнёрства. Такое предприятие могло бы поставлять горючее на собственные «заправки» в аэропортах, которые составили бы конкуренцию монополистам.
В общем, варианты есть, и, похоже, керосиновый кризис подстегнул поиск возможных решений.
К тому же в этом заинтересованы не только несущие убытки авиаперевозчики и туроператоры. Неуёмный рост цен на топливо может нанести серьёзный удар и по планам возрождения российского авиастроения. Он, по мнению президента Общества авиастроителей Александра Баткова, делает нерентабельной эксплуатацию до 60% парка российских самолётов. Ведь «флагманы» отечественного воздушного флота проектировались ещё в те времена, когда экономичность расхода горючего была далеко не главным требованием к конструкторам. К примеру, Ил-96 сжигает на 40% больше керосина, чем его американский собрат Boeing-767. Поэтому, если керосиновый беспредел не будет остановлен, авиакомпании начнут повсеместно отказываться от наших машин и закупать более дешёвые в эксплуатации иностранные «бэушные» лайнеры.
Так что сторонников укоротить аппетиты нефтяников в России найдётся немало. Да и общественное мнение явно на их стороне. Кстати, по данным исследовательского центра «Ромир», более трети россиян проведут свой отпуск дома и никуда не поедут. И можно с определённой долей уверенности назвать одной из существенных причин этого неподъёмные цены на авиабилеты.
Ну а пока все с нескрываемым интересом будут следить, как антимонопольная служба идёт по «керосиновому следу». Правда, как известно из криминалистики, керосин нередко используют как раз для того, чтобы следы запутать...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции