Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Лишний "бокал мазута" затравленному нитробензолом и нефтью Амуру, конечно, был ни к чему: река и без того тяжело больна и считается водной артерией, опасной для жизни. Но факт налицо: 500 литров мазута пролились в Амур 8 июля, по вине российской стороны. Инцидент неприятный, однако, вполне рутинный - мелкие разливы нефтепродуктов постоянно случаются в наше техногенное время.
Вчера грязь с акватории была собрана окончательно, и пятно исчезло. При этом спасатели дальневосточной региональной структуры МЧС применили боновые заграждения (специальные устройства для локализации нефтяных разливов). С их помощью было собрано 900 литров воды со всех участков реки.
Специалисты проанализировали 7 проб, взятых из пятна. Концентрация нефтепродуктов составляет 0,5 предельно допустимой нормы. Оказалось, что исследуемая субстанция представляет собой некий «салат» из гниющих водорослей и травы, приправленный небольшим количеством мазута. Ароматических углеводородов не обнаружено, присутствие остальных химических веществ - тоже оптимальное. В пробах был обнаружен пектин - органическое соединение, безвредное для человека, при разложении которого в воде образовалась «мыльная» пена.
Соседи-китайцы, с которыми у России Амур - «один на двоих», были сразу уведомлены, что случился нефтяной разлив, грязное пятно идет вниз по реке и меры принимаются. Китайская сторона явно ощутила «вкус реванша»: «Русские жестко критикуют нас за допущенные бензоловые выбросы в реку, а сами - тоже небезгрешны». Из Пекина последовал запрос от Государственного управления КНР по охране окружающей среды о подробностях случившегося. На него, конечно, ответили.
Схема и детали этого ЧП в целом известны. Мазутное пятно длиной 2 км и шириной 120-140 метров первым обнаружил российский пограничный катер, в районе Поярковской протоки реки Амур (Амурская область). Предположительный состав загрязнения - трюмные отходы. Кто-то, по небрежности или халатности, спустил их в воду. Кто именно - дознаются.
Как утверждают специалисты-водники, в реку попало свыше 500 кг мазута. Первые боновые заграждения - в два ряда, по 200 и 150 метров - были установлены в районе поселка Калинино. С их помощью собрали «российскую» часть масляного пятна. Остальное «ловили» уже у Хабаровска, где оба берега реки - российские.
Повышенное внимание к здоровью Амура со стороны властей, общественности и ученых стало проявляться после крупной аварии в ноябре 2005 на химическом заводе в китайском городе Цзилинь, результатом которой стал колоссальный выброс бензоловых соединений в Амур -100 тонн. В последние годы проводится совместный российско-китайский мониторинг реки, принимаются меры по снижению сбросов грязных вод.
«Случай с мазутом» наводит на думы о новой опасности для Амура, пока еще гипотетической, но приближающейся к реальности по мере того, как продвигается вторая ветка амбициозного нефтяного проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2). Достаточно прикинуть некоторые цифры: утилизация 500 литров мазута, вылившиеся в Амур, потребовала немалых усилий МЧС и 8 календарных дней. Так сколько же понадобится сил и времени, чтобы ликвидировать 50 тонн нефти, «плановый разлив» которой запроектирован при разработке проекта 2-й ветви ВСТО? То есть, если вдруг в нефтепроводе появится дырка, то гарантированно вытечет 50 тонн минимум. Между тем, нить газопровода, от Ковородино - до Находки, пересекает до 200 средних и больших рек, впадающих в Амур и Уссури. Переходы через реки - самая важная часть строительства.
Труба газопровода проляжет параллельно Амуру, на удалении 25 км-50 км от берега. Но при этом она пересечет все притоки, впадающие в великую реку. Ясно, что любая нефтяная утечка уже через 2-3 часа транспортируется в русло Амура. Конечно, повсюду на трассе будут стоять контрольные датчики, сигнализирующие об аварии. Но при огромных расстояниях региона - ремонтники пока долетят, пока найдут место утечки, пока примут меры...
Ситуация, между тем, не тупиковая, технологически решаемая. Скажем, существует способ прокладки «труба в трубе»: по одной - нефть течет, вторая - страховочная. В мире также широко применяется микротоннелирование: под дном реки прокладываются прочные тоннели, через которые и проходят трубы. Если вдруг прорвало, нефть не имеет шанса попасть в воду, а локализуется в специальных сборных колодцах. Конечно, все это требует волевых решений и денег.
Но зачем «платить дважды»? Лучше - не быть скупым. Об экологических потерях и говорить не приходится, они просто непредсказуемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции