Рейтинг@Mail.ru
Абхазия и Южная Осетия не похожи на Аджарию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абхазия и Южная Осетия не похожи на Аджарию

Читать ria.ru в
Дзен
Дипломатическим путем ни Абхазия, ни Южная Осетия даже формально не захотят вернуться под юрисдикцию Грузии. Если говорить о военном аспекте, то в отличие от Аджарии оба мятежных региона граничат с Россией, хотя и не имеют четких гарантий военной помощи с ее стороны.

Валентин Рахманов, РИА Новости.

Последние события в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов находятся в центре внимания политологов и журналистов всего мира. Так как не все эксперты начали смотреть эпопею грузинской реинтеграции с первых актов - звучат вопросы: «Примет ли Абхазия предложение Саакашвили по предоставлению автономии в составе Грузии?», или: «Какова цель нового обострения конфликта - срыв курортного сезона?»

Ответы на эти вопросы кажутся очевидными, если вспомнить, что до Абхазии и Южной Осетии «розовое» правительство уже «расправилось» с несколькими претендентами на суверенитет.

Напомним, Тбилиси вот уже несколько лет ведет целенаправленную политику по расшатыванию ситуации в регионе, надеясь изменить соотношение сил, в том числе путем выдавливания России. Именно таким образом Михаил  Саакашвили хочет восстановить целостность страны. В неоднократных заявлениях по этому поводу президент Грузии дал понять, что видит в этом главную цель своего правительства. До «переворота роз» кроме Абхазии и Южной Осетии была еще и Аджария - эта пограничная с Турцией область никогда не стремилась к формальному выходу из состава Грузии, но была связана с метрополией практически конфедеративными условиями. Глава Аджарии - Аслан Абашидзе имел собственные вооруженные формирования в несколько тысяч человек, не боялся быть личным врагом тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. В частности, известен случай, когда личная охрана Абашидзе разоружила охрану Шеварднадзе, приехавшего в эту «часть Грузии». Глава Аджарии имел и свою внешнюю политику. К примеру, в отличие от Тбилиси выступал против вывода российских миротворцев из Батуми, а также против военно-политического сотрудничества с Турцией.

После прихода к власти Саакашвили ввел в Аджарию войска. Абашидзе бежал в Россию. Аналогичная ситуация, правда, как уверяют многие аналитики, достаточно случайно сложилась в еще одной области Грузии - Мингрелии, там сепаратистские настроения так же были подавлены новой властью. По крайней мере, Аджарии Тбилиси ранее обещал сохранение автономии за формальную целостность страны. Но очень скоро забыл об этом обещании. Политолог Максим Мейер, не раз бывавший в Аджарии,  сказал, что «для абхазов, прекрасно знающих историю с Аджарией, недавнее предложение Саакашвили о вхождении в состав Грузии на условиях полной автономии было издевкой. Понятно, что последует за согласием».

Так что вопрос о том, могла ли Абхазия принять это предложение - не стоял. Что касается курортного сезона, точнее, его срыва, то эту тему, самое большее, можно считать лишь одной из целей грузинских властей в нынешнем обострении ситуации. Главной, скорее всего, остается восстановление целостности страны. Впрочем, вряд ли Грузии удастся вернуть под свое крыло Абхазию и Южную Осетию так же легко, как Аджарию.

Дипломатическим путем ни Абхазия, ни Южная Осетия даже формально не захотят вернуться под юрисдикцию Грузии. Если говорить о военном аспекте, то в отличие от Аджарии оба мятежных региона граничат с Россией, хотя и не имеют четких гарантий военной помощи с ее стороны. Такая помощь гипотетически подразумевается, не более, но и не менее. Что касается Грузии, то почти невероятно, что НАТО поможет войсками одному из своих «форпостов демократии» - пока у блока достаточно много других задач. Более вероятным выглядит сценарий, при котором Североатлантический альянс, потеряв Грузию, отыгрывается на России в других вопросах или регионах - например, по Украине. Кроме того, армии Абхазии и Южной Осетии существенно боеспособнее прежних аджарских формирований. Поддержкой им служит и местная природа: горы и реки. Так что ни Сухуми, ни Цхинвали точно не станут жертвой блицкрига. «Демократические восстания»? Невозможно, в Грузии признают, что в Абхазии и Южной Осетии нет агентов влияния Тбилиси. Впрочем, видимо, многое решит настрой политиков - на что они готовы пойти? А ведь многие аналитики отмечают, что успехи в Аджарии и Мингрелии взбодрили грузинскую элиту. Но с тех пор прошло немало времени...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала