Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Ответ на этот вопрос надо искать в военной политике СССР, который упрямо не хотел рассматривать концепцию авианесущих кораблей как полноценных морских аэродромов, использующих широкий спектр боевой авиации. В результате новое тысячелетие мы встретили даже без четко оформленной программы создания настоящих авианосцев.
Правда, в день независимости США 4 июля бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко призвал к скорейшему созданию отечественного авианесущего флота. Однако призыв этот прозвучал как комментарий на сообщение о строительстве очередных двух авианосцев для ВМС Великобритании. Как и прежде, наши действия в области военного флота являются весьма запоздалой реакцией на успехи западных ВМС.
Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок материала. В начале 70-х годов у СССР появилась реальная возможность построить настоящий авианосец, и тем самым положить реальное начало соответствующей программе. Отметим, что новый проект, получивший обозначение 1160, отвечал реально сложившемуся к тому времени военно-техническому соотношению флотов СССР и Соединенных Штатов, которые имели явное преимущество в надводных кораблях и многолетний опыт применения авианосцев.
Советский проект предусматривал постройку до 1986 г. трех атомных авианосца с самолетами катапультного взлета Су-27 К. Главной задачей этих кораблей являлось максимально возможное сдерживание развертывания ударных авианесущих групп противника при тесном взаимодействии с морской ракетоносной авиацией и ударными подводными лодками.
Но в дело создания советских авианосцев вмешался их извечный оппонент - тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). Надо сказать, что программа ТАВКРов широко поддерживалась в СССР, в частности, Дмитрием Устиновым, в начале 70-х годов секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам. Между тем гибрид крейсера и авианосца, нежизнеспособный сам по себе, породил к тому же ущербную по своей сути авиационную программу создания самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой.
Создать такую удачную модель удалось лишь одной компании в мире - британской British Aerospace с машиной Harrier.
В СССР программа «вертикальных» самолетов потерпела полное фиаско. Осенью 1991 г. во время испытаний самолет Як-41 М рухнул на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и сгорел. К счастью программу таких «яков» в 1992 г. свернули.
Но в середине 70-х проект настоящего авианосца 1160 заменили все теми же ТАВКРами, отбросив назад не только создание самих авианосцев, но и самолетов к нему. Между тем, превратить обычный истребитель в палубный за счет лишь небольшой модернизации невозможно. Машину приходится проектировать заново, т.к. конструкция палубного самолета испытывает при посадке нагрузки в 2-3 раза большие, чем у его «наземных собратьев».
Тем не менее, Устинов прекратил работы по проекту 1160, и на свет вместо этого в конечном итоге появился уже четвертый ТАВКР «Адмирал Горшков». История этого корабля, который, в конечном счете, пришлось-таки переделывать под настоящий авианосец, но только для Индии, - законный и бесславный итог существования ТАВКРов. Никому в мире и ни за какие деньги такие корабли не нужны.
Справедливости ради, отметим, что в России существует один авианосец - заложенный в 1982 г. на украинских верфях в Николаеве корабль «Рига». Он же - «Леонид Брежнев», он же - «Тбилиси», а с осени 1990-го - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Но можно ли считать этот корабль настоящим современным авианосцем? Вряд ли. Во-первых, он с котлотурбинной силовой установкой, которая, в отличие от ядерной, существенно снижает масштабы использования корабля. Далее, вместо паровых катапульт, применяемых для взлета палубных истребителей, используется носовой трамплин. Но только катапульта, согласно данным многочисленных экспериментов, гарантирует безопасный взлет самолетов в любых условиях и уменьшает зависимость от взлетной массы машины. Кроме того, число пригодных для этого корабля самолетов сегодня - единицы, а тренированных летчиков не наберется и двух десятков.
В этом году США введут в состав действующего флота десятый атомный авианосец типа «Нимиц», а к 2013 г. планируют спустить на воду авианосец следующего поколения CVN-78 уже с электромагнитными катапультами, способным нести около ста самолетов, включая и беспилотные летательные аппараты.
«В российской госпрограмме вооружений до 2016 г. авианосцы не прописаны, и никаких средств на их строительство не выделено», - отметил Кравченко. Можно лишь надеяться, что при утверждении в 2009 г. концепции развития Военно-морского флота на период до 2050 г. программа создания российских авианосцев прочно займет свое место.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции