1606 - родился Рембранд Харменс ван Рейн
1606 - родился Рембранд Харменс ван Рейн, великий голландский живописец, рисовальщик, офортист 15 июля 1606 года в городе Лейдене (Голландия) в семье зажиточного мельника родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. В Лейдене Рембрандт создает первые сюжетные картины («Изгнание торгующих из храма», «Меняла», «Беседы мудрецов»). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. В конце 1631 года Рембрандт, уже известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа».
В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. В эту пору Рембрандт - благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», «Автопортрет с Саскией на коленях»). В начале 1640-х годов Рембрандт создает свою наиболее известную картину - «Даная». Работу над картиной он начал в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына Титуса скончалась любимая жена Саския, вскоре он лишается матери и сестер.
Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: «Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия», «Христос в Эммаусе». В центре творчества Рембрандта - человек, его внутренний мир, переживания и радости. Но подлинным апофеозом творчества Рембрандта явилась картина «Возвращение блудного сына». На огромном холсте со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, принимающего и прощающего сына, - шедевр Рембрандта, картина о страдании и великой любви.
Последние годы жизни Рембрандт Харменс ван Рейн жил в нищете, забытый всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Суровые жизненные испытания не сломили художника - он продолжал упорно работать. Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Картины и гравюры Рембрандта гораздо больше известны публике, чем его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем Рембрандт-рисовальщик ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки мастера составляют автономную область его творчества, и одна из самых замечательных их особенностей - делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера.
1853 - родилась Мария Николаевна Ермолова, актриса, первая народная артистка Республики
Мария Ермолова родилась 15 июля 1853 года в Москве в семье главного суфлера Малого театра. В 1863 году поступила в Московское Императорское театральное училище на балетное отделение, но способностей к балету она не обнаружила. Учась в балетной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе роль проказницы Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Дмитрия Ленского, но эта роль известности начинающей актрисе не принесла. Настоящий дебют Ермоловой на сцене Малого театра состоялся 30 января 1870 года.
Ведущая актриса театра Надежда Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Готфрида Лессинга, предложила Ермоловой главную роль (вместо заболевшей актрисы Гликерии Федотовой). «Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их передачи, небывалой силой трагического подъема», - писал исследователь ее творчества Сергей Дурылин. А когда спектакль закончился, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина, наградил дебютантку громом аплодисментов.
В мае 1871 года, по окончании театрального училища, Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Два сезона она играла в водевилях и мелодрамах - чуждом ей репертуаре. В 1873 году Ермоловой поручили сыграть роль Катерины в «Грозе» Николая Островского. После спектакля, по отзывам современников, ни у кого не оставалось сомнений, что в Малом театре появилась настоящая трагическая актриса. Для своего первого бенефиса в марте 1876 года Ермолова выбрала пьесу Карпьо Лопе де Вега «Овечий источник» - роль юной Лауренсии. Эта роль стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра - «эпоху романтики».
Роли Офелии («Гамлет» Уильяма Шекспира, 1878), Юдифи («Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Виктора Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонт» Иоганна Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Фридриха Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Карпьо Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Уильяма Шекспира, 1888) утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Особенно ярко оно проявилось в роли Жанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. К лучшим ролям Ермоловой относятся также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Фридриха Шиллера), Федра (одноименный спектакль Жана Расина, Гермиона («Зимняя сказка», 1887), леди Макбет («Макбет», 1896) Уильяма Шекспира.
Мария Ермолова сыграла восемнадцать ролей в пьесах Николая Островского, создав ряд выдающихся образов: Весна в «Снегурочке», Лариса в «Бесприданнице», Евлалия в «Невольницах», Кручинина в «Без вины виноватых», Негина в «Талантах и поклонниках». В 1920 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей сценической деятельности Ермоловой. Ей первой было присвоено звание народной артистки Республики. Правительство передало ей дом на Тверском бульваре, в котором она прожила большую часть своей жизни. В январе 1921 года Мария Николаевна Ермолова заболела. По распоряжению Наркомздрава актрисе были предоставлены необходимые лекарства и продукты питания, ее лечили лучшие профессора. Ермолова поправилась и в декабре 1921 года вышла на сцену в «Холопах» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Актриса все реже появлялась на сцене. С каждым годом здоровье актрисы ухудшалось. 12 марта 1928 года Мария Николаевна Ермолова скончалась. В 1970 году в Москве открытДом-музей М.Н.Ермоловой.
1975 - состоялся первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран - советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона»
В те времена критики называли это событие не иначе чем «дорогостоящий космический цирк» и «рукопожатие за 250 миллионов долларов». Но миссия «Союз-Аполлон» 1975 года стала одним из редких моментов потепления американо-советских отношений во время холодной войны. Кроме того, она заложила основы последующих международных космических полетов. Совместный полет советского и американского кораблей был космической экспедицией, задуманной в рамках определенной политической ситуации. «Это было важно как символ сотрудничества в космосе, - сказал тогда Алекс Роланд, бывший историк НАСА. - Кроме того, этот полет завершил самый напряженный отрезок космической гонки, который начался с полетом советского спутника».
15 июля 1975 года космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту был запущен с космодрома Байконур в советской республике Казахстан. Примерно восемь часов спустя с мыса Канаверал во Флориде (США) поднялась ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном. Так началось осуществление советско-американского проекта ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлона» и «Союза». Многие жители Земли на протяжении двух следующих дней следили, как корабли маневрируют для занятия стыковочной позиции - они готовились к беспрецедентной международной космической миссии.
Контакт состоялся 17 июля на высоте 140 миль над поверхностью Земли, над Атлантикой. Через три часа после стыковки Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда рукопожатием и фразой по-английски: «Glad to see you». «Привет, рад тебя видеть», - ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обменялись менее формальным приветствием - обнялись.
Значительная часть миссии была посвящена символическим действиям. Космонавты и астронавты обменивались флажками, сувенирами, табличками. Приветствия советского лидера Леонида Брежнева и американского президента Джеральда Форда транслировались на состыкованные корабли и по всему миру. Астронавты и космонавты провели телевизионные экскурсии по своим кораблям для телезрителей мира. Они угощали друг друга - русские подготовили обед, состоящий из пряников, русского черного хлеба, орехов, слив, мясного паштета и творога. Американцы ответили на это индейкой, мясными шариками, супом из морепродуктов с грибами.
Звучали тосты за дружбу - вместо водки использовался борщ. В то же время космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. Некоторые из этих экспериментов продолжились после того, как русские и американцы, проведя вместе почти два дня, расстались. Несмотря на несколько мелких технических неполадок, оба экипажа благополучно вернулись на Землю: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в СССР 21 июля, «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.
1858 - умер Александр Андреевич Иванов, живописец («Явление Христа народу»)
Александр Иванов родился 16 июля 1806 года в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи. В одиннадцать лет он поступил «вольноприходящим» учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Алексей Егоров. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», а в 1827 году - большой золотой медалью и званием художника XIV класса за исполнение другой программы: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона».
Эти картины наряду с такими произведениями, как «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», «Явление Христа Марии Магдалине» принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу для дальнейшего усовершенствования. Иванов посетил Австрию и Германию, с 1831 по 1858 год жил в Риме, побывал в городах Средней и Северной Италии, Венеции, Неаполе.
Здесь он делал копии «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Художник тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 году в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее звания академика.
Окрыленный успехом картины, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения «Явление Христа народу» (1837-1857), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Эта картина стала жизненным подвигом художника. В ней Иванов выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл. Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Работая над картиной, он глубоко вдумывался в сюжет, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности.
Этюды, выполненные в процессе работы над полотном, являются самостоятельной областью творчества художника. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углубленной работы над натурой, над различными компонентами картины. В России картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество. Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. 15 июля 1858 года Александр Андреевич Иванов скончался. После его смерти «Явление Мессии» было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому Румянцевскому музею (ныне находится в собрании Третьяковской галереи).
1822 - открылась Нижегородская ярмарка
История Нижегородской ярмарки начинается с XVII века, когда в 1641 году она была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 километрах от Нижнего Новгорода. В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Августину Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. 15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки в новых построенных зданиях. На ярмарку приезжали не менее 150 тысяч человек, в то время как в самом Нижнем Новгороде проживали около 18 тысяч жителей.
Самым красивым сооружением всего ансамбля ярмарки того периода являлся сохранившийся до настоящего времени Спасский собор, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. На Нижегородской ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. Значение ярмарки и во внутренней, и во внешней торговле страны с каждым годом увеличивалось, прежде всего это отражалось на росте ее товарооборота. В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тысяч купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии.
К середине XIX века ярмарка с экономической стороны показала себя динамичным, постоянно развивавшимся организмом, оказывавшим влияние на состояние всей торговли России. Ярмарка сформировалась как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только в русском, но и в европейском градостроительстве XIX века. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В советское время Нижегородская ярмарка проводилась в 1922-1929 годах. Здесь получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока, таких как Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. В ярмарке 1928 года приняли участие более 2500 различных фирм, а также все районы СССР.
В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий. 6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки. В 1920-1930-е годы ярмарочные здания в основном были приспособлены под жилые помещения. На территории ярмарки сохранились крупные градостроительные доминанты: Спасский и Александро-Невский соборы, Главный дом. Весной 1990 года была проведена рекламная компания «Пролог», цель которой состояла в привлечении внимания к идее возрождения Нижегородской ярмарки. Через полгода была создана дирекция ярмарки. В 1991 году ярмарка приобрела большой экономический размах. Главное место в ее работе стали занимать деловые связи, биржевые сделки, промышленные выставки и оптовая продажа товаров по образцам.
Важное место отводилось внешнеэкономической деятельности. 5 ноября 1991 года состоялось официальное учреждение Всероссийского акционерного общества «Нижегородская ярмарка». Учредителями его выступили Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения. «Нижегородская ярмарка» имеет многопрофильную структуру, в состав которой входят создаваемые с привлечением крупного иностранного капитала банк, выставочный комплекс международного класса, страховая компания, бизнес-центр, туристический центр. Представительства Нижегородской ярмарки открыты во многих городах России и других государствах СНГ. Наиболее активной областью деятельности ярмарки являются организация и проведение выставок, культурные программы. Функционирует «Ярмарочный торговый двор» как комплекс розничной торговли.