Даже если государство, чтобы успеть за растущими ценами на нефть, начнет устанавливать экспортные пошлины на «черное золото» не раз в два месяца, как сейчас, а чаще, на доходы бюджета это не повлияет, а вот бумажной волокиты и возможностей для уклонения от уплаты в полном объеме - прибавит. Своим экспертным мнением о перспективах пошлин на вывоз нефти из РФ и дифференциации акцизов на топливо в зависимости от его качества в интервью РИА Новости поделился замначальника отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Александр Сакович.
- Александр Владимирович, в настоящее время все чаще звучат предложения по совершенствованию порядка взимания экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Получало ли министерство официальные предложения на этот счет от других ведомств или министерств?
- Я с Вами согласен, что эти предложения, скорее, звучат, поскольку обоснованных конкретных предложений в Минфин не поступало, ни одного проекта нормативного акта, который бы можно было рассматривать. А чаще всего - просто звучат, и я лично о таких предложениях узнаю из СМИ. Но правда, очень часто такие предложения рассматриваются и на совещаниях правительства. Например, по итогам заседания в мае текущего года у вице-премьера Игоря Сечина было дано поручение рассмотреть вопрос о целесообразности доведения ставок вывозных таможенных пошлин на темные нефтепродукты до уровня ставок на светлые нефтепродукты.
По-видимому, авторы предложения подразумевают, что такая мера позволит стимулировать глубокую переработку нефти, увеличение производства и сбыта светлых нефтепродуктов высокого качества. По мнению Минпромторга, эта мера позволит увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
- А как Вы считаете?
- Простое доведение уровня ставки вывозной пошлины на темные нефтепродукты до уровня светлых придаст ей явно выраженный запретительный характер. Следует учитывать, что глубокая переработка нефти подразумевает повышение выработки не только светлых нефтепродуктов (автобензина и дизельного топлива), но и таких товаров с высокой добавленной стоимостью, как смазочные масла и нефтяной кокс, а также строительные битумы и так далее - то есть, темных нефтепродуктов. Установление на эти товары повышенной, а тем паче - запретительной пошлины будет не соответствовать одному из основных направлений таможенно-тарифной политике правительства. Эта политика заключается в снижении или отмены вывозных таможенных пошлин на товары с высокой степенью переработки.
Тут только в отношении топочного мазута следует иметь в виду, что коренная реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающей отрасли займет не одно десятилетие. В условиях неглубокой, неэффективной и негибкой отечественной нефтепереработки надо быть особенно осторожными в отношении ограничений экспорта топочного мазута, производство которого значительно превышает потребность в нем внутреннего рынка. Если учесть технологические проблемы, возникающие на нефтеперерабатывающем заводе при затоваривании мазутом, то независимо от декларируемых целей ограничение вывоза мазута создает опасность дефицита всех нефтепродуктов на внутреннем рынке.
- Пожалуйста, объясните, по какой формуле в настоящее время устанавливается пошлина? Почему была выбрана именно такая периодичность?
- Весь механизм представлен в пункте 4 статьи 3 закона о таможенном тарифе. Формула, которую мы используем уже четыре года, утверждена в то время, когда цена на нефть превысила 25 долларов за баррель. Формула состоит из двух частей - константа в 29,2, что соответствует ставке пошлины при цене 25 долларов за баррель. Вторая часть формулы - прирастающая величина при росте цены. Этой прирастающей величины мы изымаем 65%, то есть берем дополнительных доходов на уровне 65%. Это прогрессивная шкала, одним словом.
- Ставка пошлины меняется раз в два месяца. Почему выбран именно такой интервал?
- Мы в начале 2000-х годов пересмотрели множество вариантов и пришли к выводу, что двухмесячный период дает достаточно устойчивую статистику в период колебаний цен.
- А как Вы относитесь к идее рассчитывать ставки пошлин чаще, раз в месяц, например?
- Если бы мне кто-то объяснил цель такого изменения! Но эта цель никем не обоснована, потому что это ничего не меняет с точки зрения пополнения доходов бюджета. Применяемый механизм установления пошлин проявил себя на практике как эффективный прозрачный фискальный инструмент, позволяющий нефтяным компаниям прогнозировать свои показатели на два-три месяца вперед. Например, с июня мы установили ставку вывозной пошлины на уровне 398,1 долларов за тонну. Если бы мы делали помесячно, мы бы в июне установили уровень пошлины на уровне 384, а в июле 410 долларов за тонну. Средневзвешенная ставка в июне-июле все равно получается 398 долларов за тонну. Доходы в целом за финансовый год все равно будут соответствовать средневзвешенной цене на нефть.
- Тогда чем же плохо устанавливать раз в месяц?
- Недостаток перехода на ежемесячное установление, на мой взгляд, заключается в следующем. В настоящее время несовершенство законодательства позволяет нефтяным экспортерам «экономить» на уплате пошлин. С февраля прошлого года мы видим неуклонный рост цен на нефть, пошлина пересматривается раз в два месяца. По закону, за десять дней до вступления в силу новой ставки правительство должно официально опубликовать эти данные, но после 15 числа месяца, если неизвестны официальные новые ставки, компании могут временно декларировать экспорт по старым ставкам. Вот и получается, что есть целых пять дней на временное декларирование по более низким ставкам, чем будут действовать в месяц прокачки нефти. Правительство пытается обеспечить официальную публикацию до 15 числа месяца, предшествующего месяцу вступления в силу новых пошлин, но это не так просто. Речь не о потерях бюджета, это недопоступления. Так вот если сейчас опасность недопоступлений возникает шесть раз в году, при ежемесячном установлении пошлин это будет круглогодично, это приведет к значительным недопоступлениям. И чем чаще устанавливать, тем больше бумажной волокиты.
- А какие предложения обсуждаются в части пошлины на вывоз нефтепродуктов?
- Нефтяники считают, что нужно ставку пошлины на нефтепродукты рассчитывать ставку пошлины на нефтепродукты как 50% от ставки пошлины на нефть. Минэкономразвития подсчитало и получило коэффициент в 55%. Этот коэффициент зависит, в частности, от объема вывоза светлых и темных нефтепродуктов. По моим оценкам, сейчас ставка пошлины на нефтепродукты составляет порядка 52-54%. И я склоняюсь к предложению нефтяников, потому что у РФ есть международные договоренности. В соответствии с ними уровень ставок не должен превышать уровня, который сложится к середине 2004 года. Учитывая колебания в объеме вывоза, я бы принял коэффициент 50%, который явно не превысит.
- Вы допускаете возможность изменений в порядке установления пошлины на вывоз нефтепродукты?
- В принципе в 2004 году резко повысили ставку пошлины на сырую нефть, было принято решение в отношении нефтепродуктов брать по старой шкале пошлин на нефть, чтобы не увеличивать нагрузку. Я твердо убежден в том, что экспортной пошлиной такие крупные инвестиционные проекты как модернизация нефтяной отрасли, не простимулируешь. Пошлина носит чисто фискальный характер. Снижением вывозной таможенной пошлины мы добьемся стимулирования экспорта, а не глубокой переработки.
Как эксперт я бы допустил два изменения. Первое в том, что можно вернуться к единой формуле для корзины нефтепродуктов, увязывающей уровень ставки пошлины на нефтепродукты либо с европейскими ценами за период мониторинга, либо со ставкой пошлины на нефть на основе этой цены мониторинга. При этом надо, чтобы уровень ставки пошлины на "корзину" нефтепродуктов не превышал применяемый в настоящее время средневзвешенный уровень ставок пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Применение единой формулы не повлияет на финансовые показатели большинства нефтяных компаний и доходы федерального бюджета, однако позволит существенно упростить расчеты ставок на нефтепродукты.
- А второе предложение, которое Вы были бы готовы принять?
- Второе изменение, которое я вижу, исходит из того, что пошлина не является никаким не стимулирующим или регулирующим механизмом. Это фискальный механизм. Можно снизить налоговую нагрузку при условии, что это будет экономически обоснованно. От нефтяников потребуется консолидированный расчет налоговой нагрузки на отрасль. Проблемы у всех разные: например, Сургутнефтегаз озабочен расходами на прокачку нефти на Восток, а Роснефти нужны огромные средства для модернизации и так далее. Индивидуального подхода тут не будет. Если бы нефтяники могли представить консолидированные расчеты программы развития и модернизации нефтяной отрасли на 20-30 лет, показать при этом свои финансовые возможности, государство могло бы оценить необходимость господдержки.
- И как можно поддержать?
- Можно сделать это в том числе и путем смещения в формуле, как предлагают нефтяники, необлагаемого пошлиной уровня с 15 до 25 долларов за баррель. Но для этого мы должны быть уверены, что не столкнемся с ценой на нефть в 25 долларов. Можно и снизить уровень изымаемой дополнительной прибыли, который сейчас 65%. Но это явно должно быть обоснованным.
- Минфин ждет расчетов от нефтяников?
- Минфин не определяет таморженно-тарифную политику. Эти занимаются Минэкономразвития и Минпромторг. Но как участники процесса, мы ждем - тем более, что это звучало даже в одном из протокольных поручений по итогам рабочего совещания на уровне вице-премьера. Мы готовы это обсуждать. Сами считать мы не можем, поскольку большинство показателей нефтяных компаний носят конфиденциальный характер.
- ФАС возобновила попытки отстоять возможность введения сезонных пошлин на светлые нефтепродукты, чтобы сбить цены на бензин в период сева-уборки урожая. Как Вы к этому относитесь?
- Только подняв пошлину, которая выполняет чисто фискальную функцию, до запретительного уровня, можно добиться некоторого снижения объемов вывоза товаров.
Но по российскому законодательству запретительная пошлина вводится в ограниченных случаях - например, для недопущения угрозы критического недостатка товаров на внутреннем рынке. В последние десять лет российский рынок нефтепродуктов является сбалансированным и насыщенным. Введение превентивных, ничем не обоснованных запретительных или ограничительных мер может привести не к снижению цен, а к эффекту прямо противоположному - сокращению производства, возникновению дефицита и, как следствие, росту цен!
- А опасения по поводу дефицита топлива, из-за чего и растут цены...
- Мы - страна избыточного производства и нефти, и нефтепродуктов. Дефицита топлива в стране нет, даже локального, и не ожидается! Есть проблема вытеснения крупными компаниями независимых компаний - а с этим надо бороться мерами антимонопольной политики. Этим я бы и советовал заняться ФАС.
- Как Вы относитесь к возможности отвязать формулу расчета НДПИ от мировой цены на нефть?
- Могу согласиться с тем, что привязывать к мировым ценам НДПИ в части той нефти, которую мы направляем на внутренний рынок, нелогично. Но когда мы вывозим порядка 80% добываемой нефти в сыром и переработанном виде, а то, что мы вывозим, зависит от мировой цены на нефть, есть логика в привязке, согласитесь? Иногда говорят - давайте «отвяжем» для той доли, которую мы поставляем на внутренний рынок. Тогда возникает вопрос - какую долю? Поскольку мы вывозим больше половины произведенных нефтепродуктов, получается, что «отвязывать» надо порядка четверти объема добываемой нефти. Усложнение администрирования будет просто несопоставимо с потенциальным экономическим эффектом.
- Александр Владимирович, правительство откладывает вступление в силу техрегламента по автобензину. Тем самым откладывается запрет на производство бензина стандарта ниже «Евро -3», что должно было вступить в силу с 2009 года. Как Вы оцениваете сам факт внедрения европейских стандартов на российском рынке?
- Сам техрегламент написан в стиле программы «500 дней» или, помните, у Андрея Платонова в «Котловане» было «Построим коммунизм к Покрову». То есть, вроде цели правильные, но сроки... Весь цивилизованный мир лет 15-20 переходил на экологические стандарты. Причем во всем этом мире не было такого, как у нас, запущенного парка автотехники и запущенной нефтепереработки. И Европа, и Япония потратили 15-20 лет на модернизацию, только спустя 20 лет, где-то в начале 90-х годов была поставлена задача исключить к 1991-1995 годам этилированный бензин, а спустя еще десяток лет при полной модернизации и парка, и нефтепереработки было провозглашено применение евростандартов. А мы, еще и не начиная модернизацию, уже пытались запретить выпуск автобензина стандарта ниже «Евро-3».
- Неужели у нас такой запущенный парк?
- Да, это сложилось, потому что скупой платит дважды! Мы в бедности создавали такую технику, которая использовала низкооктановый бензин. И применять иной бензин на этой технике - значит, выводить из строя эту технику. Надо понимать, что мы говорим о всей России, а не о Москве, где с модернизацией получше. Если мы сейчас всех переведем на высококачественное топливо, мы сразу становимся перед вопросом огромных затрат на модернизацию техники в сфере обороны и сельскому хозяйству. Обновление парка является сверхконсервативным процессом в условиях России. Чтобы не наказывать таким образом сельское хозяйство, можно либо отказываться от повышенных ставок акцизов в отношении топлива для сельскохозяйственных целей, либо предусмотреть в бюджете средства на модернизацию техники в сельском хозяйстве и оборонной промышленности.
Тут не нужно путать две вещи - дизельное топливо, которое представляет собой одно- двухкомпонентный товар, можно с малыми затратами довести даже до стандарта «Евро-5». Для этого потребуется реконструкция установок гидроочистки и гидрокрекинга. По сравнению с процессом получения бензина, то это довольно легко. Но про бензин то же самое не скажешь. Технологии устаревшие, они не могут дать еврокачество.
- Сегодня многие заявляют про необходимость увеличения добычи нефти...
- Главный стимул глубокой переработки нефти - это сокращение потребления нефти на производство одного и того же объема квалифицированной продукции. Я как эксперт уверен, что нет необходимости из последних сил повышать добычу нефти. Даже при стабилизации нефти и эффективной глубокой переработке экспорт нефти увеличится на фоне сокращения потребления на производство нефтепродуктов. По моим оценкам, глубокая переработка дает сокращение потребления нефти на производство нефтепродуктов примерно в полтора раза. Так что сочетание глубокой переработки и энергосбережения вкупе с неуклонным ростом добычи приведет к тому, что страна сохранит сырьевую структуру экспорта и продолжит сидеть на нефтяной игле! Надо подходить к решению проблем нефтяной отрасли не фрагментарно, а системно. Я считаю, что на государственном уровне надо принимать программные решения по экологическим проблемам и по повышению эффективности использования углеводородного сырья, а в этих рамках реализовывать мероприятия по модернизации предприятий нефтяного комплекса и двигателестроения.-