Рейтинг@Mail.ru
Спустя два года после войны дома жителей Бейрута еще не восстановлены - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спустя два года после войны дома жителей Бейрута еще не восстановлены

Читать ria.ru в
За 34 дня войны в южном пригороде Бейрута было полностью уничтожено 286 жилых зданий, в которых размещалось 3800 квартир. "А вот и мой дом", - говорит ливанский инженер Акрам Тархими, показывая на торчащие из земли прутья арматурного металла.

БЕЙРУТ, 12 июл - РИА Новости, Павел Давыдов. Спустя два года после войны с Израилем дома тысяч жителей Бейрута по-прежнему не восстановлены.

"А вот и мой дом", - говорит ливанский инженер Акрам Тархими, показывая на торчащие из земли прутья арматурного металла. Мы осторожно протискиваемся между ними и оказываемся на бетонном полу, заваленном такими же крученными прутьями. Это - нулевой цикл. Над головой - синее безоблачное бейрутское небо, а вокруг нет даже намека на будущие стены.

Тархими, не замечая моего удивления, продолжает возбужденно говорить. "Вот, смотри, - указывает он на виднеющийся сквозь дыру в бетонном полу глубокий подвал, - у нас под домом будет гараж. А тут будет лифт. В старом доме ничего этого не было".

На вопрос, когда же он получит готовую квартиру, мой светящийся радостью спутник уверенно отвечает - через четыре месяца. Дом, который стоял на этом месте и в котором жил Тархими, развалился от попадания в него израильской ракеты в первые дни начавшейся 12 июля 2006 года войны в Ливане.

Вместе с ним погибло все имущество семьи Акрама. Спасти ему удалось лишь документы, которые хранились в шкафу, стоявшем у чудом уцелевшей стены. Он и сегодня с содроганием вспоминает, как карабкался за ними на шестой этаж.

Всего за 34 дня войны в южном пригороде Бейрута было полностью уничтожено 286 жилых зданий, в которых размещалось 3800 квартир. Еще тысяча домов пострадала частично. В основном все они сосредоточены в квартале Харат Хрейк, в котором находится штаб-квартира шиитского движения "Хезболлах". Сегодня он представляет собой большую стройку. На карте, что висит в офисе организации "Ваад", квартал Харат Хрейк выделяется красным цветом. Им на ней обозначены здания, которые во время войны получили такие разрушения, что их пришлось восстанавливать с ноля.

"Некоторые дома израильская авиация бомбила по несколько раз. Глубина образовывавшихся в результате этого воронок достигала в отдельных местах 120 метров", - сказал в беседе с РИА Новости генеральный директор "Ваад" Хассан Джихи.

В задачу возглавляемой им организации, входящей в структуру "Хезболлах", входит восстановление полностью уничтоженных зданий.

ОБЕЩАНИЕ

"После окончания войны руководство "Хезболлах" дало обещание всем, кто потерял свое жилье, что они вернутся в свои квартиры. Выполнять его поручено нашей организации, название которой, в переводе с арабского и означает "Обещение", - говорит Джихи.

Работать его люди начали уже в июле 2006 года, когда на южный пригород Бейрута еще сыпались израильские бомбы и ракеты. Действовали они по принципу - одни воюют на фронте, другие - в тылу. Для выработки концепции и плана реконструкции пострадавших от бомбардировок кварталов "Ваад" создала специальную комиссию, в которую вошли лучшие ливанские специалисты. Их политические взгляды, конфессиональная принадлежность во внимание не принимались. Учитывался только уровень квалификации. По этому же принципу позже отбирались и строительные компании.

"Было решено не просто восстановить разрушенные дома, а обернуть, если так можно сказать, обрушившуюся на жителей южного Бейрута беду им на пользу. То есть, сделать так, чтобы в восстановленных кварталах и квартирах жить было комфортней, чем прежде", - рассказывает руководитель "Ваад".

С этой целью архитекторы и проектировщики постарались максимально, насколько это возможно в обжитом и застроенном районе, использовать принцип архитектурной планировки района. В отличающемся хаотичностью автомобильного движения и вечными пробками Харат Хрейк были спрямлены и расширены главные улицы, выровнена линия фасадов домов, проложены новые путепроводы, спланированы тротуары, предусмотрены места для стоянки автомашин.

Но главное, впервые в Ливане планировка и строительство всех без исключения квартир с самого начала осуществлялась с учетом пожеланий их владельцев. Это, в числе прочего, стало одной из причин, существенным образом затормозивших ход восстановительных работ.

"Без согласия жильцов с планом строительства их квартир не подписывался ни один проект", - говорит Джихи.

Другим фактором, затянувшим ход реконструкции, стала "медлительность ливанского государства" в лице прозападного правительства Фуада Синьоры.

"Мы не могли начать строительство без подготовки и официального утверждения соответствующих документов, без укрепления фундаментов зданий, примыкающих к будущей стройке, что входит в обязанность государства. Наконец, правительство задерживает выплату обещанных компенсаций жителям пострадавших квартир", - говорит Джихи.

Так, например, из 17 живущих в доме Акрама Тархиме семей полная компенсация в размере 80 миллионов ливанских фунтов (примерно 53 тысячи долларов) выдана до сих пор лишь одной. Пять семей не получили еще ни копейки. Остальные - только половину обещанной суммы.

"В соседнем доме, - говорит Тархими, указывая на строящееся напротив здание, - 30 квартир. Компенсацию от государства получил хозяин только одной из них. И это, к сожалению, не исключение".

Задержку выплат, он объясняет бюрократическими проволочками - то справки не хватает, то не достает подписи или печати. А когда есть все, может оказаться, что собранные с таким трудом документы потеряны, и надо начинать все с начала. Но многие считают, что дело вовсе не в бюрократии, а в политике. В поделенном на два враждующих политических лагеря Ливане "Хезболлах" возглавляет блок партий, стоявших в оппозиции к бывшему правительству Ливана. Помогать ей зарабатывать популярность в глазах населения оно не спешило. Впрочем, если это и имело какой-то эффект, то, скорее, обратный.

"Все благодарны "Хезболлах" за то, что она делает. Если бы не она, не знаю, когда бы еще начали восстанавливать наши дома. Она ведет строительство, она же компенсирует недостающие суммы", - говорит Тархими, который сам является сторонником не "Хезболлах", а другого шиитского движения - "Амаль".

Общая стоимость строительства 286 разрушенных домов изначально оценена была, по словам генерального директора "Ваад", в 370 миллионов долларов. Однако из-за падения курса доллара, рост цен на строительные материалы она уже выросла на 30%.

"Во что обойдется восстановление Харат Хрейк завтра - никто не знает. Цены, к сожалению, продолжают расти", - говорит Джихи.

Помимо средств, поступающих через ливанское государство от стран-доноров, помощь на восстановление разрушенного в войну 2006 года жилищного фонда идет, по его словам, также от частных лиц и благотворительных организаций. Многое в этом смысле делают ливанские предприниматели-шииты, живущие и работающие за рубежом.

"Нам помогают деньгами, цементом, металлом - всем, что может быть полезно в строительстве", - говорит он.

Спустя два года после начала войны в Харат Хрейк целиком восстановлен всего один дом. Еще 230 находятся в процессе строительства. Полностью обещание, данное "Хезболлах", организация "Ваад" намерена выполнить к концу 2009 года.

"Ближе к концу нынешнего года мы начнем ежемесячно сдавать по несколько домов. Приступим, так сказать, к массовому заселению. А к концу следующего завершим строительство всех 286 домов", - говорит он. В том, что так оно и будет, Акрама Тархими и другие жители южного Бейрута, оставшиеся летом 2006 года без крова над головой, не сомневаются.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала