Рейтинг@Mail.ru
Генеральская перетряска - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Генеральская перетряска

© РИА Новости / Владимир ФедоренкоЗдание Академии Генерального штаба ВС РФ. г.Москва
Здание Академии Генерального штаба ВС РФ. г.Москва
Читать ria.ru в
Дзен
В Минобороны России новый скандал. Указом президента в отставку отправлены сразу три заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил страны.

Никита Петров, специально для РИА Новости.

 

В Минобороны России новый скандал. Указом президента в отставку отправлены сразу три заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил страны. И если с одним из них - председателем Военно-научного комитета Генштаба (эта должность соответствует рангу заместителя начальника Генштаба) генерал-полковником Александром Скворцовым все более или менее понятно - ему исполнилось 60 лет, это по закону предельный возраст нахождения на военной службе для генерала, то с двумя другими замами - начальником Главного оперативного управления, первым заместителем генерал-полковником Александром Рукшиным и начальником Связи Вооруженных сил генерал-полковником Евгением Карповым такое объяснение не срабатывает. Обоим до предельного возраста служить еще, как минимум, год. Что же произошло?

 

Официальных комментариев нет. Как не было их и после отставки в начале июня начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Юрия Балуевского. Но там общественность уже была в курсе дела. Между министром обороны Анатолием Сердюковым и его первым заместителем, а начальник Генерального штаба одновременно занимает и эту должность, Юрием Балуевским, что называется, пробежала черная кошка. Генерал армии не принял отдельных направлений реформ, которые собирался проводить в военном ведомстве его новый руководитель. В частности, Балуевский был категорически против перевода из Москвы с Санкт-Петербург Главкомата и Главного штаба ВМФ, считая эту затею несвоевременной и даже вредной. Она могла привести к утрате управляемости одной из важнейшей составляющей стратегических ядерных сил сдерживания - атомными подводными лодками со стратегическими ракетами на борту, а, кроме того, была излишне затратной. Огромные средства, которые необходимы на переезд, считал Балуевский, можно потратить на более важные и срочные цели.

 

Более того, начальник Генерального штаба допустил немыслимый с точки зрения высокопоставленного чиновника «промах». На заседании Академии военных наук он публично, в присутствии сотен генералов и полковников, а так же телекамер и журналистов  выразил свое несогласие с переездом Главкомата и Главного штаба ВМФ. Такое не прощается в любой административной системе. И специалистам стало очевидно, что оставаться на руководящем посту в Генштабе ему остается недолго.

 

Так и произошло. После инаугурации нового президента и переназначения на должность министра обороны Анатолия Сердюкова Юрий Балуевский вынужден был оставить свой кабинет. Теперь он - заместитель секретаря Совета безопасности России. Его опыт и знания, огромный авторитет, которым он, как профессионал высшей пробы, пользуется в войсках и среди военной элиты, остаются востребованными руководством страны.

 

Новым начальником Генерального штаба стал занимавший до этого должность заместителя министра обороны по вооружениям генерал армии Николай Макаров, а на пост заместителя министра по вооружениям был назначен командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин. Что, по-своему, символично - теперь поставками в армию и на флот современной боевой техники, систем обеспечения боя и расстановкой приоритетов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах будет заниматься представитель самых «продвинутых» и интеллектуальных войск. Но вернемся к тем громким отставкам, с которых мы начали свой разговор.

 

Увольнение в запас первого заместителя начальника Генерального штаба, начальника Главного оперативного управления ГШ генерал-полковника Александра Рукшина  многие наблюдатели объясняют его концептуальной близостью к генералу армии Юрию Балуевскому.  Генерал Рукшин, так же, как и его предыдущий начальник, был недоволен теми нововведениями, которые навязывал военной организации государства Анатолий Сердюков. Он полагал, что чиновник такого уровня, как министр, будучи по своему образованию и практике руководящей работы сугубо гражданским человеком, должен заниматься политическими, финансово-экономическими и другими хозяйственно-административными проблемами вооруженных сил. Но не распространять свою деятельность на сложнейшие проблемы оперативного управления войсками, где одно неверное и непродуманное до конца решение может нанести непоправимый ущерб боеготовности войск и обороноспособности государства и его армии. Что, в принципе, неоспоримо.

 

Но беда в том, что армейский механизм сегодня настолько взаимосвязан системно, что любое хозяйственное или политическое управленческое решение неизбежно отражается на всем военном комплексе. Включая и систему оперативного управления войсками.

 

Это диалектическое противоречие и привело к разногласиям на армейском Олимпе. И естественно кто-то из руководителей должен был уйти. Вслед за Балуевским, который не мог согласиться с некоторыми решениями Сердюкова, настала очередь Рукшина. Кстати, его должность - начальника Главного оперативного управления Генерального штаба пока не занята. Кандидата на этот пост все еще подбирают. Найти в армейском истеблишменте такого человека, который сочетал бы в себе глубокие знания и опыт оперативно-стратегической работы, военного планирования и готовность без особых возражений выполнять не всегда глубоко обоснованные указания гражданских руководителей, очень не просто.

 

С другим отставником - генерал-полковником Евгением Карповым, начальником Связи Вооруженных сил, ситуация иная. Здесь не идет речи о каких-либо принципиально-концептуальных разногласиях с новым руководством министерства обороны. По мнению независимых экспертов, генерала отправили в запас из-за серьезных недоработок на столь ответственном посту, как руководство военной связью. Это одна из сфер армейского управления, где наиболее остро ощущается отставание военной организации государства от армий ведущих цивилизованных стран мира. За последние годы, несмотря на мощное вливание финансовых средств в оборонную промышленность и поставки в войска самой передовой боевой техники и систем обеспечения боя, решительного прорыва на данном направлении не произошло. Военная связь, системы информационно-телекоммуникационного управления войсками и штабами  до сих пор отстают от потребностей и реалий ХХI века. И ответственность за это несут многие люди, но начальник Связи Вооруженных сил - в первую очередь.

 

Не случайно, одним из первых назначенцев Анатолия Сердюкова на должность его заместителя стал бывший генерал ФСБ, а ныне гражданский специалист Олег Эскин, которому поручено заниматься информационно-телекоммуникационным обеспечением военной организации страны. В том числе и руководить армейской и флотской связью, системами управления воинских частей, штабов, соединений и управлений. Сегодня, когда на первый план выходит создание системы межвидового управления войсками, когда из единого центра (где бы он не находился - в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове или на каком-либо полигоне, на запасном командном пункте) - с целью выполнения единой боевой задачи требуется одновременно руководить не только общевойсковыми частями и соединениями, но еще и авиацией, ПВО, ВМФ, РВСН, ВДВ, Космическими войсками, а так же внутренними войсками МВД, подразделениями ФСБ, МЧС, милиции - ОМОНом, СОБРом и патрульными...

 

Запустить в работу такую информационно-телекоммуникационную систему, скрытную, защищенную от любых видов внешнего воздействия и от любого проникновения в ее разветвленные сети - задача из задач, которая стоит сегодня перед руководством вооруженных сил. Более того, она должна опираться только на отечественные материалы, комплектующие и аппаратуру, чтобы в критический момент не быть выведенной из строя одним нажатием кнопки, которая будет находиться за пределами российской территории. Видимо, генерал не был готов к решению этой проблемы. Кто займет его место в Генштабе, пока тоже не ясно.

 

Ясно другое. Военное руководство сегодня стоит перед новыми вызовами, которые выдвигает перед ним бурное и даже революционное развитие военного дела начала ХХI века. Все, кто привык работать по старинке, вынуждены будут расстаться со своими постами. Так что дело тут не только в разногласиях между гражданским министром и его оппонентами в генеральских погонах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала